Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.
Бюджет социального страхования зависит от необходимого объема обеспечения социальной защиты трудового населения, который в свою очередь определяется численностью наемных работников и состоянием их здоровья, природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания, национально-культурными особенностями и др. Часть ответственности за перечисленные факторы ложится и на государство, что влечет за собой появление государственных финансовых обязательств. Поэтому в некоторых случаях возможно частичное государственное финансирование отдельных видов социального страхования или реализация соответствующих социальных программ в рамках страхования.
В основе такого метода лежит принцип, согласно которому размеры страховых взносов зависят от доли ответственности за страховые риски. В организационном построении модели учтены интересы всех участников системы социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе социального страхования. При принятии решений предусмотрены демократические формы согласования интересов.
Функционирование системы социального страхования, независимо от того, какой метод принимается к реализации, основано на финансовом обеспечении оказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники финансирования, в качестве которых выступают или могут выступать:
- страховые взносы страхователей - работодателей и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые взносы страхуемых - трудоустроенных граждан;
- средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.);
- прибыль, возникающая в результате коммерческого управления
средствами социального страхования;
- средства госбюджета;
- инвестиции в страховую деятельность;
- различного рода пожертвования от юридических и физических лиц;
- другие источники, не запрещенные действующим законодательством.
Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основных источника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности. И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования - государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все работающие, средства которых, отчуждались и передавались в распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.
Бюджет предполагает финансирование всей системы социального обеспечения - в большей доле, и части системы социального страхования – в меньшей доле. Этими средствами распоряжается специально созданный фонд, в частности, пенсионный, занятости, страхования в экстремальных условиях, социального страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что средства бюджета составляют также деньги работающих - налогоплательщиков, но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования, безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю поступлений в систему социального страхования.
В фонды социального страхования перечисляется определенный процент страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Для обеспечения координации деятельности всей системы социального страхования, а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня, выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в федеральный фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию между всеми фондами социального страхования.
Средства социального страхования, отчуждаемые на законном основании, становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они не могут быть использованы вне системы социального страхования, не облагаются налогами и с них не производится никаких отчислений.
Средствами социального страхования управляют субъекты: фонды и
страховые кассы. Для устойчивости функционирования системы соцстраха в субъектах образуются резервные средства. Субъекты осуществляют финансирование всего комплекса мероприятий: начиная от выплаты страховых сумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий по оздоровлению и реабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социального страхования производится покрытие расходов на текущую деятельность субъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи.
Сатьи по теме:
Расчет экономического эффекта от оптимизации
процесса
Прямой экономический эффект от оптимизации процесса в Западно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк России» рассчитывается как разность между прямыми доходами и прямыми затратами по оптимизации процесса.
К прямым доходам по оптимизации процесса относятся:
дополнительная прибыль компании;
эффект от экон ...
Анализ основных факторов повышения
конкурентоспособности ОСАО "РЕСО-Гарантия"
Принципиально важным для конкурентоспособности компании на рынке является соотношение цены и качества страхового продукта. Качество — это комплексное свойство, включающее в себя востребованность риска, технические составляющие — широту и полноту страхового покрытия, его соответствие тем опасностям ...
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж. Она же является уполномоченным госуда ...