Как известно, страхование является одним из важнейших институтов социальной и финансовой защиты отдельного человека, группы людей и всего общества в целом. Так как на уровне страховой организации формируются страховые резервы, средства которых инвестируются, страхование является важнейшим инвестиционным институтом. Тем не менее, реальное появление рыночных отношений в сфере страхования в России началось только в начале 90-х годов прошлого столетия. За это время страховой рынок России в определенной мере сформировался и в настоящий момент может быть охарактеризован следующим образом.
Либеральные условия формирования российского страхового рынка привели к тому, что в начале 90-х годов появилось большое число страховых компаний с низким уровнем капитализации, которое увеличивалось к 1995 г. до 2800 и уменьшилось до минимального размера в 2000 г., равного 1271. На 01.01.2005 г. реально проводили страховые операции только 1029 страховых компаний.
Практически постоянное число страховых компаний с 2000 г. по настоящий момент обусловлено следующими двумя основными причинами:
· ужесточением требований страхового законодательства к минимальному размеру уставного капитала;
· разделением страховых компаний по следующим сегментам страхового рынка – страхование жизни; страхование иное, чем страхование жизни; перестрахование.
К общим основным показателям всего рынка страхования относятся следующие два показателя:
1. страховые премии (страховые взносы) – они отражают объем передаваемой страхователями страховщикам ответственности по риску;
2. страховые выплаты – они отражают объем выполненных страховщиками перед страхователями обязательств по возмещению ущерба, т.е. обязательств по страховым выплатам.
Исходя из динамики страховых премий и страховых выплат за 2001-2004 гг. можно сказать следующее. Имеет место реальное сокращение страхового рынка в 2004 г., что объясняется, в первую очередь, изменением страхового и налогового законодательства, снижающего возможности реализации псевдострахования и псевдоперестрахования.
Термины «псевдострахование» и «псевдоперестрахование» означают использование страхования и перестрахования для схем вывода доходов.
Рассмотрим макроэкономические индикаторы развития рынка страхования.
А. Первый индикатор развития страхового рынка в России - доля совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте (показатель глубины рынка) - является ключевым макроэкономическим индикатором развития страхового рынка:
· в 2004 он практически вернулся на уровень 2002 г. и составил 2,81% ВВП, что меньше, чем в развитых странах Центральной и Восточной Европы (Чехия, Словения);
· динамика этого показателя нестабильна;
· как показывают результаты дополнительного анализа, корреляция между динамикой ВВП и совокупной страховой премией практически не прослеживается.
Заметим, что, так как размер совокупной страховой премии включает в себя премии псевдострахования и косвенно премии псевдоперестрахования, показатель отношения совокупной страховой премии к ВВП, рассчитанный на основе номинальных значений параметров страхового рынка, не является безусловным индикатором развития страхового рынка России и поэтому он может применяться лишь с некоторой оговоркой.
Определенный на основе расчета по реальным значениям параметров страхового рынка показатель глубины рынка (отношение совокупной страховой премии к ВВП) в 2004 г. составил лишь 1,5%. Для сравнения – индикатор глубины рынка, найденный на основе номинальных значений параметров страхового рынка, равен 2,81%.
Сатьи по теме:
Субъекты обязательного страхования жизни
Правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных законом, у ...
Предложения по внедрению автокредитования
Существует ряд вопросов, постановка которых сможет помочь решению проблемы кредитных рисков.
В нашей стране отсутствует пока отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах.
Например, во Франции создана Центральная слу ...
Порядок предоставления кредита
Предоставление Банком денежных средств осуществляется в следующем порядке:
1. юридическим лицам – только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный счет заемщика, в том числе при предоставлении средств на оплату платежных документов и на выплату заработной платы;
2. физ ...