Заключение

Страница 1

Как известно, страхование является одним из важнейших институтов социальной и финансовой защиты отдельного человека, группы людей и всего общества в целом. Так как на уровне страховой организации формируются страховые резервы, средства которых инвестируются, страхование является важнейшим инвестиционным институтом. Тем не менее, реальное появление рыночных отношений в сфере страхования в России началось только в начале 90-х годов прошлого столетия. За это время страховой рынок России в определенной мере сформировался и в настоящий момент может быть охарактеризован следующим образом.

Либеральные условия формирования российского страхового рынка привели к тому, что в начале 90-х годов появилось большое число страховых компаний с низким уровнем капитализации, которое увеличивалось к 1995 г. до 2800 и уменьшилось до минимального размера в 2000 г., равного 1271. На 01.01.2005 г. реально проводили страховые операции только 1029 страховых компаний.

Практически постоянное число страховых компаний с 2000 г. по настоящий момент обусловлено следующими двумя основными причинами:

· ужесточением требований страхового законодательства к минимальному размеру уставного капитала;

· разделением страховых компаний по следующим сегментам страхового рынка – страхование жизни; страхование иное, чем страхование жизни; перестрахование.

К общим основным показателям всего рынка страхования относятся следующие два показателя:

1. страховые премии (страховые взносы) – они отражают объем передаваемой страхователями страховщикам ответственности по риску;

2. страховые выплаты – они отражают объем выполненных страховщиками перед страхователями обязательств по возмещению ущерба, т.е. обязательств по страховым выплатам.

Исходя из динамики страховых премий и страховых выплат за 2001-2004 гг. можно сказать следующее. Имеет место реальное сокращение страхового рынка в 2004 г., что объясняется, в первую очередь, изменением страхового и налогового законодательства, снижающего возможности реализации псевдострахования и псевдоперестрахования.

Термины «псевдострахование» и «псевдоперестрахование» означают использование страхования и перестрахования для схем вывода доходов.

Рассмотрим макроэкономические индикаторы развития рынка страхования.

А. Первый индикатор развития страхового рынка в России - доля совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте (показатель глубины рынка) - является ключевым макроэкономическим индикатором развития страхового рынка:

· в 2004 он практически вернулся на уровень 2002 г. и составил 2,81% ВВП, что меньше, чем в развитых странах Центральной и Восточной Европы (Чехия, Словения);

· динамика этого показателя нестабильна;

· как показывают результаты дополнительного анализа, корреляция между динамикой ВВП и совокупной страховой премией практически не прослеживается.

Заметим, что, так как размер совокупной страховой премии включает в себя премии псевдострахования и косвенно премии псевдоперестрахования, показатель отношения совокупной страховой премии к ВВП, рассчитанный на основе номинальных значений параметров страхового рынка, не является безусловным индикатором развития страхового рынка России и поэтому он может применяться лишь с некоторой оговоркой.

Определенный на основе расчета по реальным значениям параметров страхового рынка показатель глубины рынка (отношение совокупной страховой премии к ВВП) в 2004 г. составил лишь 1,5%. Для сравнения – индикатор глубины рынка, найденный на основе номинальных значений параметров страхового рынка, равен 2,81%.

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Клиринговые расчеты
Клиринговые палаты проводят расчеты по операциям как на основе дебетования, так и на основе кредитования. По мере развития альтернативных форм платежей доля платежей на основе кредитования (особенно электронных) резко возросла. Сюда относятся такие операции, как выплата заработной платы, процентны ...

Банковский кризис в России: причины, последствия кризиса банковской системы
Под банковским кризисом обычно понимается устойчивая неспособность большого числа банков выполнять свои обязательства перед контрагентами. Такая неспособность выражается в виде невыполнения условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств ...

Понятие кризиса отдельного банка
Кризис любого предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Банковский кризис можно определить, как неспособность банковской системы выполнять свои основные функции аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, предост ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru