Содержанием ценной бумаги являются имущественные права. Имущественные права и ценная бумага, воплощающая в себе данные права, соединены в единое целое. Одно без другого при определении того, какой документ может считаться ценной бумагой, существовать не может. Поэтому такой документ и называется ценной бумагой.
В зависимости от характера имущественных прав различаются три вида ценных бумаг: денежные, товарораспорядительные и корпоративные.
К денежным ценным бумагам относятся вексель, чек, государственная облигация, депозитарный и сберегательный сертификаты и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу денежных ценных бумаг. Денежные ценные бумаги предоставляют право на получение определенной денежной суммы.
Товарораспорядительными ценными бумагами являются документы, предоставляющие их обладателям право распоряжаться названным в них товаром или право на получение определенных товаров и услуг: коносаменты, жилищные сертификаты, товарные облигации и т.п. Учитывая товарный характер данного вида ценных бумаг, их иногда именуют товарными ценными бумагами. К товарораспорядительным ценным бумагам относятся и приватизационные ценные бумаги, используемые в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации.
К корпоративным ценным бумагам относятся акции, облигации и иные документы, выпускаемые акционерными обществами. Имущественные права, воплощенные в акциях, имеют комплексный характер. Они включают в себя помимо имущественных прав на получение объявленного дивиденда и имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации акционерного общества, неимущественное право на участие в управлении акционерным обществом.
В зависимости от формы выпуска, различают ценные бумаги документарные и бездокументарные. Документарная ценная бумага изготавливается как обособленный документ, имеющий нужные по законодательству форму и реквизиты. Без наличия этого документа осуществить удостоверенные им права невозможно.
Бездокументарная ценная бумага не изготавливается как обособленный документ и, соответственно, не выдается на руки владельцу. Вместо этого ведется специальный учетный регистр, в котором делается запись о том, что такое-то лицо владеет таким-то числом ценных бумаг (например, в акционерном обществе это реестр акционеров). Указанные записи могут вестись и в компьютере. Лицо, ведущее записи, должно иметь лицензию на эту деятельность.
По способу передачи прав ценные бумаги делятся на предъявительские, именные и ордерные.
Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, принадлежат предъявителю ценной бумаги; права, удостоверенные именной ценной бумагой, – названному в ценной бумаге лицу; права, удостоверенные ордерной ценной бумагой, – названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо.
По способу выпуска различают эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Эмиссионные ценные бумаги отличаются от неэмиссионных тем, что они: размещаются выпусками; имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги и их владельца; должны соответствовать специальным требованиям, установленным законом.
Неэмиссионные ценные бумаги не являются обычно предметом массового выпуска, и соответственно решение об их выпуске не имеет, как правило, правоустанавливающего значения. Выпуск неэмиссионных ценных бумаг в обращение не нуждается в государственной регистрации.
Законом может быть предусмотрена возможность выпуска ценных бумаг в виде всех названных видов, либо применительно к определенным категориям в виде их отдельных видов. Так, согласно ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» все акции общества являются именными. С другой стороны, облигации, выпускаемые акционерными обществами, могут быть именными или на предъявителя.
Сатьи по теме:
Создание комфортных условий работы в банке
Если анализировать картину в целом, получается, что почти все компании для привлечения соискателей оставляют объявления о вакансиях на интернет-ресурсах для поиска работы (96%), на собственных сайтах (96%), а также сотрудничают с этой целью с учебными заведениями (94%) (см. рис. 5.1).
Рис. 5.1. ...
Третья группа проблем в ИЖК
Исследованию практических аспектов реализации кредитной политики на рынке жилья в РФ посвящена третья группа проблем. Изучение современной практики ипотечного жилищного кредитования в РФ позволило выявить следующие тенденции.
Формирование полноценной институциональной среды ИЖК обусловили динамич ...
Формирование программы совершенствования управления операций с банковскими
картами
Перспективные направления модернизации услуг Банка напрямую связаны с перспективами развития рынка банковских услуг региона, а также с уровнем предоставления услуг на отчетную дату. В связи с этим основные направления модернизации услуг в области пластиковых карт предлагается рассматривать в неско ...