Проведение платежей в клиринговых палатах позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств. Клиринговая палата должна иметь счет в «расчетном» банке (как правило, это центральный банк), через который проводится окончательный расчет.
В течение дня до определенного времени в клиринговой палате происходит обмен платежными поручениями между банками-участниками, после чего вычисляются чистые позиции на основе многостороннего взаимозачета.
Выбор той или иной схемы осуществления расчетов определяется балансом между экономией средств необходимых для расчетов и риском потери активов вызванных участием в определенной расчетной схеме.
Основными задачами клиринговой организации являются:
• ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными организациями;
• повышение достоверности и надежности расчетов;
• развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, пластиковых карт и др.);
• наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;
• внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов;
• создание современной информационной банковской инфраструктуры;
• надежная многоуровневая защита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения;
• контроль достоверности данных на всех этапах.
В настоящее время приняты две модели организации клиринговых
операций. Первая модель предусматривает проведение клиринга с предварительным депонированием средств на счетах участников взаимозачетов. Согласно второй модели клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга.
Клиринг может быть двусторонний, когда засчитываются требования двух банков, и многосторонний, когда в зачетных схемах участвуют три и более банков. При этом главная идея клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной периодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у других участников клиринга.
Сатьи по теме:
Рынок форфейтинговых и факторинговых услуг
в России
Объем факторингового рынка в РФ по итогам I полугодия 2012г. составил 360 млрд.рублей, тем не менее, темпы прироста рынка составляли 80% относительно аналогичного периода прошлого (рис.7).
Рисунок 7 - Темп прироста рынка факторинга в первом полугодии 2012 года, млрд. руб.
В отдельной степени в ...
Предпосылки взаимодействия коммерческого банка и
предприятия
В условиях ужесточения требований Центрального Банка России к коммерческим банкам и присоединения РФ к принципам регулирования банковской деятельности Базельского комитета от коммерческих банков требуется максимальное использование всех возможностей и резервов для достижения целей, определенных ба ...
Система управления процессами в Западно-Сибирском банке
ОАО «Сбербанк России»
История ОАО «Сбербанк России» началась 170 лет назад, в 1841 году. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны.
Сбербанк сегодня – это современный универсальный банк, который предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социа ...