Использование факторингового обслуживания является одной из наиболее перспективных мер, способных помочь российским производителям освоить внутренние и зарубежные рынки сбыта их продукции, а импортерам существенно увеличить объемы закупок товаров у иностранных производителей. Несомненно, что, при условии дальнейшей стабилизации российской экономики, все большее количество зарубежных компаний будут переходить к более доверительным формам торговли с российскими партнерами, в частности, к коммерческому кредитованию.
Как показывает мировая практика, факторинговые отделы банков по окончании этапа своего становления выделяются в отдельные от банков-учредителей, формально независимые структуры: специализированные филиалы или дочерние компании. Таким образом, можно предположить, что эффективно работающие факторинговые отделы российских коммерческих банков будут развиваться по аналогичной схеме. Регулирование со стороны банка в этом случае будет осуществляться путем установления для факторинговой компании ряда контрольных показателей: соотношения собственных и заемных средств, норматива отчисления в резерв на покрытие рисков, лимита кредитования одного поставщика (в том числе в разбивке по должникам данного поставщика) в зависимости от размера собственных средств компании и т. д.
Внедрение факторинга (как операции, предполагающей риск) невозможно без разработки действенной методики анализа финансовой деятельности предприятия, кредитоспособности его должников, а также самого поставщика, основанной на данных бухгалтерских отчетов и балансов и рассчитываемых по ним показателям. Для получения соответствующей информации факторинговая компания может заключать соглашения с отделениями банков, обслуживающих поставщика, аудиторскими и консультационными компаниями.
По мере накопления практического опыта проведения факторинговых операций, факторинговый отдел банка или специализированная факторинговая компания смогут предоставлять поставщикам более широкий набор услуг, в том числе полное бухгалтерское обслуживание (с регулярным осуществлением по поручению поставщика анализа его хозяйственной деятельности, ревизий, аналитических отчетов и рекомендаций по финансовому планированию), а не только ведение учета отгруженных товаров и дебиторской задолженности.
Данные подобного учета могут использоваться как для составления предприятием бухгалтерских отчетов, так и для оценки платежных взаимоотношений со своими контрагентами, выяснения причин неоплаты счетов и целей статистического учета. Помимо этого, факторинговый отдел (компания) может предложить юридическое обслуживание, услуги по страхованию, информационному обеспечению, разработке стратегии сбыта, транспортному и рекламному обслуживанию, а также консультированию по различным финансовым вопросам.
Рассмотрим далее перспективы современного факторинга в России. Множество промышленных предприятий, малый и средний бизнес испытывают острый недостаток оборотных средств. Факторинг же способен сделать многое в устранении взаимных неплатежей и ускорении платежно-производственного цикла. Массовому внедрению факторинга мешают нередко сомнения, что факторинговый кредит не возвратят, ибо изобретены сотни способов надувательств заемщиков. Но в то же время многие банки, имеющие резервные активы, ищут возможностей их вложения.
Еще раз важно отметить, достоинство факторинга по сравнению с обычным кредитованием бизнеса определяется тем, что участники сделки экономят время, а это материализуется в денежный эквивалент. Отечественные производители ведут жесткую конкуренцию с импортными товарами. Малый и средний бизнес, функционирующий практически без государственной поддержки, должен опираться на собственные возможности. И для него факторинг может служить допингом развития. Факторинговые операции у нас проводятся в основном через факторинговые подразделения в банках, располагающих оборотными средствами (собственные средства банка и заемные средства). Можно рассчитывать, что в последующем такие отделы превратятся в самостоятельные факторинговые фирмы. Предпосылками этого являются различия в категориях клиентов и разноплановые отношения с ним со стороны фактор-фирм и банков (скажем, если клиентура не столь солидна, то отношения с ней более оперативные).
Предпосылкой активного внедрения факторинга является совершенствование методик анализа финансовой деятельности предприятия, а также кредитоспособности его должников, самого поставщика, активное и тщательное использование данных бухгалтерских отчетов и балансов, материалов управленческого учета особенно применительно к таким финансовым показателям, как размер прибыли, уровень рентабельности, объем и источники образования оборотных средств, соотношение между потребностью в собственных средствах и их наличием, состояние и формы расчетов с контрагентами, бюджетом, банком.
Сатьи по теме:
Кредитование как
система и краткая характеристика основных элементов
Система кредитования — совокупность элементов, обеспечивающих рациональное использование ссудных ресурсов, которая охватывает принципы, объекты, методы кредитования, планирование кредитных отношений, механизм предоставления и возврата ссуд, а также банковский контроль в процессе кредитования, т.е. ...
Программы ипотечного кредитования
Сбербанка России
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российск ...
Финансовые показатели деятельности
компании
Финансовая информация, изложенная в данном параграфе, взята с официального веб-сайта ОСАО «РЕСО-Гарантия» - www.reso.ru и отражает реальные финансовые показатели компании.
За 2004 год РЕСО-Гарантия собрала 16 млрд. 278 млн. руб. по всем видам страхования, превысив сборы 2003 года - 14 млрд. 573 м ...