В данной работе сформулирована оценка эффективности деятельности рынка пластиковых карт для участников платежных систем, рассмотрены проблемы, препятствующие развитию массового использования пластиковых карт, и предложен комплекс мероприятий по оптимизации функционирования платежных систем пластиковых карт с учетом особенностей РФ.
Рынок платежей с помощью пластиковых карт имеет две ключевые особенности:
1. На нем функционируют два самостоятельных класса потребителей платежных услуг – держатели карт и торгово-сервисные предприятия (ТПС), принимающие карты к оплате.
2. Его отличает наличие сетевого эффекта. Карты становятся более популярными, если их использует больше потребителей. Последние не изолированы друг от друга, они связаны между собой сетевым эффектом: чем больше карт, тем больше ТСП и наоборот. Карты представляют большую ценность для держателей, если их принимают больше ТСП, а для продавцов – если ими пользуется больше покупателей1.
Сегодня в России пластиковая карта как средство безналичных расчетов не слишком популярна.
Сдерживающим фактором развития системы платежей с использованием пластиковых карт является отсутствие у большинства держателей карт знаний и навыков по использованию карт в безналичных расчетах, некомпетентность в вопросах функциональных возможностей применения дебетовой и кредитовой карт. Основными проблемами этого являются неравномерность распределения кредитных организаций по территории РФ и в регионах; развитие дебетного сегмента рынка пластиковых карт, основанного на внедрении «зарплатных» проектов, что сокращает возможность выбора платежной карты и ее функциональных возможностей конкретным держателем и приводит к малоэффективному использованию пластиковых карт для обналичивания денежных средств; слабая конкурентная среда определяет низкий уровень рекламы новых карточных технологий и их преимуществ для населения. На сегодняшний день отечественные карточки не представляют большого интереса для потенциально активных пользователей и зажиточной части населения. С другой стороны, слои населения со средним имущественным положением мало заинтересованы из-за узости доступной им сети приема карточек.
Неразвитая приемная сеть позволяет использовать карточку лишь эпизодически. Фактически для держателя дебетовой карты – это ограничение доступа к средствам на счете, их частичное замораживание. При пользовании же кредитовой картой такая ситуация приводит лишь к более редким покупкам. Половина из эмитированных сегодня в России карт являются «спящими», т.е. за последние несколько месяцев по ним не было проведено ни одной трансзакции. По некоторым данным доля таких карт составляет 60–65% и более1.
Несомненно, что для более эффективного привлечения клиентов на рынок пластиковых технологий необходимо предложение услуг, сочетающих финансовые выгоды с предоставляемыми карточкой удобствами круглосуточного доступа к счету. Все это в комплексе будет способствовать продвижению карточных продуктов среди самых разных категорий клиентов.
1 Копытин В.Ю. Процедуры и методы расчетов в платежных системах // Финансы и кредит №11, 2008.
2 Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов./ Под ред. Тавасиева А.М.- М.: Финансы и статистика, 2005.
1 Копытин В.Ю. Процедуры и методы расчетов в платежных системах // Финансы и кредит №11, 2008.
2 Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов./ Под ред. Тавасиева А.М.- М.: Финансы и статистика, 2005.
3 Там же
4 Копытин В.Ю. Процедуры и методы расчетов в платежных системах // Финансы и кредит №11, 2008.
1 Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов./ Под ред. Тавасиева А.М.- М.: Финансы и статистика, 2005.
2 Копытин В.Ю. Процедуры и методы расчетов в платежных системах // Финансы и кредит №11, 2008
Сатьи по теме:
Обращение эмиссионных ценных бумаг
Ограничения на обращение эмиссионных ценных бумаг
Обращение эмиссионных ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпу ...
Виды, этапы и методология финансового анализа
банковской деятельности
Известно достаточно много видов финансового анализа предприятий, банков, которые можно систематизировать по различным критериям. Рассмотрим типологию анализа представленную в работе Савицкой Г.В. [49, с.10-14].
По периодичности проведения анализ может быть классифицирован следующим образом:
Ежед ...
Обзор состояния банковской системы РФ на современном этапе
По данным рейтингового агентства «Эксперт» активы банковской системы с начала года сократились на 0,9%. Сокращение средств, предоставленных Банком России, на банковских балансах (на 40,5%) было частично компенсировано ростом капитала 1-го уровня (на 5,5%) и увеличением средств клиентов (на 6,3%). ...