Анализ рынка потребительского кредитования в Уральском федеральном округе

Финансы » Анализ рынка потребительского кредитования в России » Анализ рынка потребительского кредитования в Уральском федеральном округе

Страница 1

Ключевой тенденцией последних лет стала резкая активизация сразу нескольких сегментов финансового рынка: крупных кредитов, кредитования физических лиц и малого бизнеса, лизинговых операций. В целом по темпам роста активных операций банковский сектор оставил далеко позади большую часть других отраслей, за исключением разве что телекоммуникационной и ряда других в новой экономике.

По данным Центрального банка РФ, объем банковских кредитов частным лицам в федеральном масштабе вырос за девять месяцев 2003 года на 78,8% и достиг к 1 октября 252,1 млрд рублей. Из них 29,2 миллиарда (11 ,6%) — доля Уральского федерального округа. Региональная тенденция совпадает с общероссийской: в УрФО портфель банковских кредитов «физикам» увеличился на 80,2%. Уже сейчас очевидно: в 2003 году объемы кредитования физических лиц (розничного кредитования) как минимум удвоились. В 2004-2005 годах процесс идет еще быстрее.

Правда, активные операции нарастают все в большей степени за счет крупнейших общероссийских банков, которые развивают на территории самостоятельные кредитные программы и продолжают скупать местных игроков. Так, УралСиб (Уфа) куплен НИКойлом, Уралпромстройбанк (Екатеринбург) — санкт-петербургским Промстройбанком, ВУЗ-банк (Екатеринбург) — Пробизнесбанком, еще ряд кредитных организаций ведет переговоры о продаже бизнеса. Это прямое следствие процесса перетока бизнес-структур в деловой центр — Москву.

На Урале в сфере кредитования физических лиц представлены не только первопроходцы рынка потребительского кредитования в федеральном масштабе московские банки «Русский Стандарт» и «Первое ОВК», но и первый иностранный участник — Ноmе Credit and Finance Bank (дословный перевод с английского — «банк домашнего кредитования и финансирования»). Банк уже имеет десять региональных представительств, в том числе в Тюмени, Уфе и Екатеринбурге, и весьма активно осваивает местный рынок. Все три названных банка работают в тесном сотрудничестве с торговыми сетями, размещая своих кредитных экспертов непосредственно в магазинах. Местные банки, которые еще в середине 2003 года высказывали скептические замечания по поводу рынка потребительского кредитования, считая, что риски здесь неоправданно высоки, уже к концу 2003 года вышли с собственными предложениями. Так ОАО «Уральский Банк реконструкции и развития» в декабре 2003 года внедрил программу экспресс-кредитования физических лиц. Кредиты выдаются физическим лицам в дополнительных офисах банка, кредиты являются нецелевыми. В начале 2004 года на рынок потребительского кредитования выходит Банк «Северная казна», которая в настоящее время является лидером на Урале среди региональных банков.

Что же заставило местные банки в столь короткие сроки пересмотреть свое отношения к потребительскому кредитованию?

Лучшие корпоративные заемщики все чаше кредитуются на Западе и в избранных федеральных банках, пользуются инструментами фондового рынка, снижая долю банковских займов в структуре привлеченных средств. Тем временем ставка рефинансирования ЦБ РФ достигла исторического минимума. Ее снижение с 21 до 18% годовых 17 февраля 2003 года стало своеобразным штормовым предупреждением для банкиров. Менее чем за год она падала трижды и с 15 июня 2004 года составляет 13% годовых. Финансисты оказались в западне: возможности уменьшения издержек, в том числе расходов на процентные выплаты, практически исчерпаны, а новых эффективных доходных инструментов пет. К рынку розничного кредитования банкиры относятся настороженно: цена выхода на него высока - нужны технологии, инфраструктура, а все это большие затраты. К тому же кредитование физических лиц сопряжено с рисками совсем иного порядка, нежели выдача займов юридическим лицам. Человек — не завод, его перемещения в случае чего отследить сложно. К. тому же очень немногие люди могут похвастаться официальными доходами, значит, кредитовать приходится вслепую. Однако за неимением других сопоставимых по объему и доходности рынков приложения капитала банкиры объявили крестовый поход на деньги физических лиц.

Страницы: 1 2 3 4

Сатьи по теме:

Методы превентивного антикризисного управления
Антикризисное управление в банке должно иметь место не только тогда, когда кризис уже наступил (в этом случае оно окажется скорее всего запоздалым), а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда.[2] Для этого должны профессионально и результативно применяться мет ...

Значение, задание и информационное обеспечение анализа прибыли и рентабельности банка
В условиях рыночной экономики получение прибыли и обеспечение рентабельной деятельности являются нужными факторами для существования любого субъекта предпринимательства. Прибыль характеризует стойкость кредитного учреждения. Она необходима для создания адекватных резервных фондов, стимулирования п ...

Цели и режимы денежно-кредитной политики
Основные цели кредитно-денежной политики государства: · Сдерживание инфляции · Обеспечение полной занятости · Регулирование темпов экономического роста · Смягчение циклических колебаний в экономике · Обеспечение устойчивости платежного баланса Конечными целями денежно-кредитной политики явля ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru