Механизм биржевых операций — это определенные регламентированные действия по совершению данных операций. Этот механизм предполагает наличие субъектов (участники биржевых торгов) и объектов биржевых операций (ценные бумаги) и непосредственно процесс осуществления биржевой деятельности. Задачами биржевой торговли являются:
* организация свободного процесса товарного обращения;
* развитие конкуренции;
* обеспечение сбалансированности спроса и предложения. Биржи не только организуют торговлю, но и обслуживают участников торгов, оказывая информационные, консалтинговые и иные услуги. Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых биржах у профессиональных посредников позволяет инвестору облегчить процедуру осуществления инвестиций. Биржи классифицируются на основе следующих критериев:
* вид и номенклатура биржевого товара;
* принцип организации;
* правовое положение;
* отраслевая и территориальная специализация;
* тип и объем торгов;
* форма участия посетителей в торгах;
* место и роль в биржевой иерархии;
* характер деятельности;
* преобладающий вид биржевых сделок.
Биржевые операции — это операции, совершаемые на бирже с ценными бумагами или иными финансовыми активами, товарами. К биржевым операциям относятся: 1) купля; 2) продажа; 3) листинг; 4) делистинг; 5) заключение опционных, форвардных и фьючерсных контрактов; 6) котировка; 7) залог; 8) расчет; 9) клиринг; 10) консалтинг; 11) хранение; 12) поставка ценных бумаг.
Листинг — это зачисление ценных бумаг в котировальный список биржи, т.е. допущение их к торгам. Листинг является важнейшей процедурой биржевой торговли. Многие компании стремятся включить эмитированные ценные бумаги в биржевые списки фондовых активов. Престиж списочных ценных бумаг выше, что усиливает интерес к ним со стороны инвесторов. Регулярность публикации биржевой отчетности в массовой и деловой прессе позволяет лучше информировать владельцев ценных бумаг об изменении цен и доходности акций, привлекает новых покупателей, повышает ликвидность списочных бумаг. Каждая биржа имеет строгие правила допуска ценных бумаг к торгам и предоставляет гарантии клиентам. В качестве критериев отбора бумаг могут выступать объем чистого дохода, стоимость активов и размер выпуска ценных бумаг.
Отечественные биржи, как правило, ограничиваются требованиями к минимальному размеру активов и количеству эмитированных ценных бумаг. Претендент на включение в котировальный список биржи должен представить проспект эмиссии, финансовую отчетность, указать размер объявленных и выплаченных дивидендов.
Ценные бумаги, допущенные к биржевым торгам, котируются. Котировать означает "нумеровать" или "выставлять цены". На бирже котировка — это механизм выявления цены в процессе биржевых торгов в течение каждого дня работы биржи и публикация цен в биржевом бюллетене (юстировальном листе). Котировка — это объявление цены продавца и покупателя на ценную бумагу определенного наименования.
Как в зарубежной, так и в отечественной практике не все ценные бумаги, допущенные к торгам, котируются. Требования допуска к котировке более жесткие, в результате некоторые списочные ценные бумаги образуют "зону ожидания", а большая их часть включается в котировальный лист.
Биржевая котировка — это фиксация контрактных цен и выведение средней цены по биржевым сделкам за определенный период (обычно за биржевой день). Она объявляется ежедневно и является ориентиром при заключении контрактов, а также значительно влияет на рыночную конъюнктуру. Существуют различные методологические подходы к котировке ценных бумаг. Среди них можно выделить метод единого курса, основанный на единой, типичной цене. Второй подход — это регистрационный метод, базирующийся на регистрации цен фактических сделок. Третий подход основан на методе фондовой котировки, применяемом на немецких биржах, когда во внимание принимаются только сделки, заключенные при посредстве биржевых маклеров.
Сатьи по теме:
Ценообразование
Описать свою стратегию в области цен и сравните ее с ценовой политикой основных конкурентов, включая окупаемость затрат. Ценовая стратегия может базироваться на издержках, спросе или конкуренции. В случае стратегии, основанной на издержках, предприниматель определяет цены, рассчитывая издержки про ...
Анализ тенденций финансирования обязательного медицинского страхования
За последние годы реформирования системы ОМС обеспечено существенное укрепление финансового потенциала системы обязательного медицинского страхования, значительно возросли объемы поступлений единого социального налога и страховых взносов на неработающее население. В 2007 году по динамике роста сбо ...
Кредитование физических лиц как важнейшее направление развития банковского
бизнеса ОАО АКБ «Пробизнесбанк»
ОАО АКБ «Пробизнесбанк» зарегистрирован ЦБ РФ 27 ноября 1995 года и имеет генеральную лицензию ЦБ РФ на проведение банковских операций № 3279. Филиальная сеть Банка является второй по величине в России и включает в себя 56 филиалов на территории 47 субъектов РФ. ОАО АКБ «Пробизнесбанк» единственны ...