В связи с вышеизложенным представляется необходимым реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения. Задача минимум при этом - передать органам Государственной налоговой службы функции сбора страховых платежей во внебюджетные фонды и фискального контроля, а исполнение бюджетов фондов осуществлять через органы Федерального казначейства. Это позволит, с одной стороны, сократить административную составляющую в бюджетах фондов, а с другой - повысить эффективность исполнения их бюджетов. Кроме того, было бы целесообразно сократить число внебюджетных фондов посредством ликвидации или слияния некоторых из них (конкретные предложения изложены ниже). Одновременно с процессом реорганизации внебюджетных фондов было бы полезно снизить уровень налоговых изъятий на нужды социального обеспечения в целях повышения налоговой дисциплины и устранения стимулов для уклонения от налогообложения.
Ниже представлены краткие описания структуры, целей и задач каждого из четырех внебюджетных фондов и даны предложения о возможных направлениях их реорганизации.
В случае принятия решения о более постепенном усовершенствовании пенсионной системы неотложными шагами является последовательное освобождение Фонда от несвойственных ему функций. В первую очередь следует рассмотреть вопрос о целесообразности снятия с пенсионного фонда обязанности по финансированию пенсий на возвратной основе, так как это негативно сказывается на его финансовой стабильности. По крайней мере, нужно ввести раздельный учет средств, предназначенных для выплаты трудовых и социальных пенсий, норму о безусловной компенсации из бюджета убытков, понесенных Фондом в результате выплаты социальных пенсий (например, платы за пользование банковскими кредитами для покрытия кассовых разрывов, штрафных санкций, выставленных Фонду по соответствующим кредитным договорам). Во-вторых, следует снять с Фонда обязанность финансирования всех пенсионных льгот, установленных законодательством для отдельных контингентов пенсионеров (например, снижение пенсионного возраста и повышение размера пенсий для лиц, занятых на работе с опасными или вредными условиями труда, для жителей Крайнего Севера; включение в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, периода обучения, ухода матери за ребенком и пр.). Затраты Фонда по оплате пенсионных льгот социального характера должны компенсироваться из бюджета, а финансирование льгот для работников отдельных отраслей в перспективе следует возложить на профессиональные пенсионные системы.
Действующая система социального страхования сложилась в советский период, когда заниженный уровень оплаты труда компенсировался предоставлением работникам различного рода социальных льгот. В тех исторических условиях пособия по временной нетрудоспособности зачастую выполняли роль дополнительного оплачиваемого отпуска, централизованно распределяемые санаторные путевки были весьма привлекательны при дефиците туристических услуг. С переходом к рынку прежние масштабы этих видов социального обеспечения сохранились главным образом в государственном секторе экономики и на крупных приватизированных предприятиях. Работники новых частных предприятий пользуются пособиями по временной нетрудоспособности значительно реже. Санаторным обслуживанием работники частного сектора (кроме приватизированных предприятий) практически не пользуются. Таким образом, большинство частных предприятий платят в ФСС заметно больше средств, чем они фактически используют на нужды социального обеспечения. Страховые взносы в ФСС ложатся ощутимым бременем на фонд оплаты труда, при том, что не все виды социального обеспечения через ФСС могут быть признаны необходимыми. Так, представляется нецелесообразным сохранение обязательного страхования в целях санаторно-курортного обслуживания, оплаты путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, содержания детско-юношеских спортивных школ; оплаты проезда к месту лечения.
Сатьи по теме:
Целевой заём. Заём государственный
Целевой заём как договора займа осложняется условием о целевом использовании заемных средств. В сфере коммерческой деятельности установление целевого использования средств обычно связано со стремлением обеспечить возвратность займа (например, юридическое лицо получает целевой заем на закупку новог ...
Анализ проектов Банка Развития Казахстана
По состоянию на 1 января 2010 года при финансовой поддержке Банка сдано в эксплуатацию 51 новых и модернизированных производств и объектов инфраструктуры общей стоимостью $2,1 млрд. и участием Банка на $902,3 млн.
Из них за 2009 год введено в эксплуатацию 5 инвестиционных проектов на общую сумму ...
Особенности и перспективы развития
Операции с пластиковыми картами открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов российских банков. В ходе развития пластиковых карт были созданы разные виды, различающиеся назначением и техническими характеристиками. Вместе с тем, функциональность пластиковых карт в полном объеме до си ...