Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки банка и заемщика.
К методам управления кредитными рисками относится анализ заемщика и его основных документов с различных точек зрения. Итак, рассмотрим, что необходимо оценить для уменьшения кредитного риска.
Анализ кредитоспособности заемщика производится на основании его отчетности и финансового положения.
Основным финансовым документом предприятия является баланс, составляемый к определенному сроку (конец квартала, года) и показывающий структуру активов, обязательств, прибыли, убытков и капитала компании.
Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых счетов и другой документации. В этом случае в банк представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях сделки, методах ведения операций и т.д. В частности, документ должен включать:
- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты и лицензии); планы исследований, разработок и т.д.;
- отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продут, преимущества и слабые стороны конкурентов);
- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т.д.);
- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, имеющееся оборудование и т.д.);
- план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т.п.);
- финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Кредитный отдел банка должен также обратить внимание на следующие вопросы:
- разделенность имущества предприятия и собственников. Тем самым обеспечивается основа для определения банком действительного имущественного и финансового состояния предприятия;
- отсутствие у предприятия намерения и необходимости самоликвидации или существенного сокращения масштабов своей деятельности, что позволяет полагать, что в обозримом будущем предприятие будет продолжать свою обычную деятельность на товарном рынке, где оно осуществляет свои операции;
- консерватизм в отношении дебиторской задолженности заемщика. В условиях общей нестабильности рынка неразумно предполагать, что вся дебиторская задолженность возвращается к фирме-заемщику.
При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки и профессиональный уровень предприятия, но и дать оценку персональных качества заемщика, будь то частное лицо или руководитель фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает внимание на следующих моментах:
- порядочность и честность;
- семейное положение;
- профессиональные способности;
- возраст и состояние здоровья;
- наличие преемника (на случай заболевания или смерти);
- материальная обеспеченность.
Желательно оценить также представительский уровень фирмы, внешнее оформление офиса, современное наукоемкое техническое оснащение предприятия. Это возможно осуществить только при выезде представителей кредитного отдела банка непосредственно к заемщику.
Заканчивая рассмотрение вопроса анализа кредитоспособности заемщика нельзя не сказать о зарубежном опыте тщательного отбора потенциальных кредитных клиентов.
В практике американских банков применяется "правило пяти си", где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "си":
1. Характер заемщика (character), т.е. имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию;
2. Финансовые возможности (capacity), т.е. выяснение платежеспособности заемщика за последние несколько месяцев или лет в зависимости от объема предстоящей кредитной сделки;
Сатьи по теме:
Регулирование процедуры передачи страхового портфеля
В настоящее время требования к передаче страхового портфеля и процедура передачи регулируются несколькими нормами страхового законодательства, а именно статьями 25 и 32.8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Так, пункт 4 статьи 25 предусматривает общую норму о том, что ...
Правовое регулирование кредитных отношений и
банковской деятельности
Одними из основных источников правовых норм, регулирующих кредитные отношения и банковскую деятельность, являются Гражданский и Уголовный Кодексы Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 ст. 819 ГК кредитный договор - это особая, самостоятельная разновидность отношений займа. По своей юридической ...
Потребительское кредитование в России
Даже в новой России еще два-три года назад в кредит приобретались в основном бытовая техника и автомобили. А сегодня список товаров и услуг, для покупки которых используются заемные средства банков, расширяется с каждым днем: жилье и образование, товары длительного пользования и ремонт квартир, ме ...