Фондирование роста активов банка в 2011 году происходило в основном за счёт роста депозитов и размещения облигаций на фондовом рынке. За 2011 год пассивная база банка выросла на 17% до 97 млрд. руб., депозиты клиентов выросли на 13% до 66 млрд. руб., задолженность перед кредитными организациями сократилась на 29% до 12 млрд. руб., объём выпущенных ценных бумаг увеличился в 3,2 раза до 14 млрд. руб.
Банк нацелен на поддержание высокой эффективности бизнеса. Поддерживая в течение года ежеквартальную чистую прибыль на устойчивом уровне (более 1 млрд. руб.), банк смог в 4 квартале 2011 года показать существенный рост квартальной прибыли на 54% до 2,1 млрд. руб., годовой рост составил 86% к уровню прибыли за 4 кв. 2010 года.
Чистая процентная маржа продемонстрировала непрерывный ежеквартальный рост в течение года с уровня 15,5% за 4 кв. 2010 г. до 18,4% в 4 кв. 2011 г. Основными факторами, позитивно повлиявшими на рост чистой прибыли банка, стали увеличение доходности от операций кредитования клиентов банка и улучшение качества кредитного портфеля, что соответственно обусловило рост чистых процентных доходов и снижение темпов роста расходов на создание дополнительных резервов по кредитному портфелю банка. [17]
В рамках стандартов высокой капитализации банковского бизнеса Группы ОТП, достаточность капитала ОАО "ОТП-Банк" поддерживается на комфортном уровне. За 2011 год общая достаточность капитала по Базелю 1 снизилась на 1,1% до 19,3%, в тоже время достаточность капитала первого уровня выросла на 1,2% до 17,8%. Ежеквартальная рентабельность капитала была на уровне порядка 30% и поднялась в 4-м квартале 2011 года до 44,1%. Годовая рентабельность капитала выросла на 12,9% до 35,9%, рентабельность активов за год увеличилась на 2,6% до 5,7%. Уровень маржинального дохода за год вырос на 4,2% до 19,6%, квартальный маржинальный доход в 4-м квартале 2011 года достиг 21%.
Банк уделяет пристальное внимание контролю издержек. Показатель соотношения затрат к доходу за год снизился на 7% до уровня 42,5%, при этом во втором полугодии 2011 года банк сумел обеспечить уровень данного показателя ниже 40%. В связи с ростом розничного бизнеса в течение года росли затраты на персонал, за год прирост расходов на персонал составил 25% (1,0 млрд. руб.), а также прочие расходы (рост на 22% или 0,7 млрд. руб.) в тоже время за год банк меньше сформировал резервов на возможные потери на 1,2 млрд. руб. при росте уровня покрытия резервами просроченной задолженности.
Коэффициент операционных затрат на средние активы вырос за год на 0,7% до 8,3%, в тоже время в 4-м квартале 2011 года он улучшился и к предыдущему кварталу и к 4-му кварталу прошлого года.
Качество кредитного портфеля за год улучшилось. Уровень просроченной задолженности свыше 90 дней снизился на 1,3% до 11%. Отношение резервов к просроченной задолженности выросло на 2,4% до уровня 89,8%, при этом рост резервов происходил и в 4-м квартале. Годовой уровень кредитных потерь сократился на 0,6% до 4,8%.
Учитывая специфику развития кредитования частных клиентов в ОАО "ОТП-Банк" сложилась организационная структура по кредитованию частных клиентов, представленная в таблице 3.
Таблица 3.
Подразделения ОАО "ОТП-Банк", осуществляющие кредитование частных клиентов, и их функции
Название структурного подразделения |
Функции подразделения |
Отдел кредитования физ. лиц |
- прием заявок на кредит; сбор документов; визуальная оценка; расчет платежеспособности заемщика; оформление документов по ссуде. |
Отдел авторизации |
- проверка информации по информационным источникам; проверка по телефону места работы и места жительства клиента; проверка соответствия параметров оформляемой сделки. нормативным требованиям банка; принятие решения о предоставлении кредита до установленной регламентом банка величины |
Кредитный комитет |
- принятие решения о предоставлении кредит свыше установленной величины |
Отдел финансового контроля |
- проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка свыше установленной величины |
Отдел последующего контроля |
- проверка соответствия параметров оформленных кредитов требованиям нормативных документов банка; проверка правильности оформления документов по выданным кредитам; анализ качества работы отдела авторизации и кредитного отдела |
Отдел урегулирования рисков по потребительским кредитам |
-создание, внедрение и сопровождение модели скоринга; управление кредитными рисками в потребительском кредитовании |
Сатьи по теме:
Проблемы потребительского кредита в РФ
Потребительский кредит предоставляется частным заемщикам как банками, так и торгующими организациями.
Основной формой такого кредита выступает банковский кредит. Теоретически и практически выдача кредита заемщику является одним из основных видов деятельности коммерческих банков. На практике главн ...
Нормативно – правовая база деятельности коммерческих банков на рынке
межбанковского кредитования
Основным документом, регулирующим деятельность на рынке межбанковского кредитования является Закон «О банках и банковской деятельности», которые содержат следующие положения, касаемые межбанковких кредитов:
Статья 28. Межбанковские операции.
Кредитные организации на договорных началах могут прив ...
Инструменты антикризисного управления в банковском секторе
1) Инструменты государственного антикризисного управления.
В условиях банковского кризиса основные действующие лица – государство, вкладчики, кредиторы и владельцы банков – пытаются переложить друг на друга бремя расходов по спасению банковской системы. Тем не менее в силу особого значения банко ...