Механизм предоставления ссуд

Страница 1

Основным видом деятельности коммерческих банков с точки зрения получения доходов является предоставление ссуд заемщикам. Ссуды, связанные с кредитными операциями, – самая важная часть банковских активов, а доходы от кредитной деятельности – самая крупная составляющая часть банковской прибыли. В мировой практике до 40% операционных доходов по активным операциям коммерческих банков составляют проценты по кредитам.

В настоящее время в отечественном кредитовании принципиально изменены подходы к организации кредитных отношений кредитора и заемщика: осуществляется переход от пообъектного кредитования к кредитованию субъекта в целом, конкретного юридического или физического лица, кредитованию комплексных целевых экономических и социальных программ, участию кредита в приватизации предприятий, конверсии, развитии фермерского хозяйства, т.е. унифицированному кредитованию заемщиков независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. [1]

Помимо кредитования на условиях срочности, возвратности, платности и под обеспечение, регламентации отношений кредитора и заемщика посредством кредитного договора / соглашения главным и важнейшим моментом коммерческих банков является предоставление кредитов надежным клиентам, которые исключают риск непогашения ссуды и обеспечивают своевременный возврат запрашиваемого кредита за счет своих доходов либо другими способами с уплатой установленной соглашением процентной ставки за кредит. Таким образом, исходя из ряда причин и условий коммерческий банк, предоставляя срочные ссуды заемщику, отдает предпочтение тем клиентам, которые во всех отношениях считаются надежными.

При осуществлении кредитования банк руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Центрального банка Российской Федерации, уставом банка и инструктивными документами. Согласно Положению Банка России №54 – П от 31 августа 1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».[2] сделка по купле-продаже ссудных денежных средств кредитными организациями (коммерческими банками) носит название «кредитование» и основано на организационно – правовом порядке оформления этой сделки и ее реализации в соответствии с основными условиями кредитования и условиями кредитного договора между кредитором и заемщиком.

Сочетание тех или иных элементов кредитного механизма, используемых на каждом этапе кредитного процесса, дает качественную характеристику кредитных операций и представляет технику их осуществления.

Кредитный процесс – это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из последовательных этапов, содержание которых определяется кредитной политикой банка.

Основная цель кредитного процесса – минимизировать (в идеале избежать) возможные потери от неисполнения клиентами своих обязательств по кредитному договору.[3]

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

– изучение кредитоспособности клиента и определение риска по ссуде;

– подготовка и заключение кредитного соглашения;

– контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.[4]

С рассмотрения заявки или ходатайства заемщика, поступивших в банк, начинается любая кредитная операция. В этих документах содержатся основные сведения о заемщике и испрашиваемом кредите: цель, размер, вид, срок, возможное обеспечение. В соответствии с предъявляемыми банком требованиями к ходатайству прилагаются необходимые документы в зависимости от характера кредитной операции. Для разных групп клиентов могут разрабатываться разные пакеты документов. В примерный пакет документов могут входить: копии учредительных документов, уставов, положений, договоров аренды, регистрационных удостоверений или патентов; документы, удостоверяющие право на пользование земельным участком, заверенные нотариально; документы, подтверждающие правомочность клиента в получении кредита; технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия с расчет ожидаемых поступлений от реализации продукции (работ, услуг); копии контрактов, договоров и других документов, касающихся кредитуемого мероприятия, за счет поступлений средств от внедрения которого предполагается погашать испрашиваемый кредит; годовые и квартальные бухгалтерские и статистические отчеты о прибылях и убытках, декларации о доходах, выписки по счетам, открытым в другом банке, и другие обязательства по обеспечению своевременного возврата ссуды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сатьи по теме:

Пути развития банковской системы России
Важную роль в формировании современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики, была призвана сыграть “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года”. Главным результатом ее реализации должно был ...

Организация кредитного процесса при работе банка с частными клиентами
Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является процесс кредитования частных клиентов. Хотя в переводе с латинского "кредитовать" означает "доверять", тем не менее, процесс кредитования физических лиц в современных российских условиях является одной из ...

Стратегия совершенствования операций на основе пластиковых карт
Важное значение при развитии рынка банковских услуг придается маркетингу. Для развития рынка банковских услуг необходимо открывать маркетинговые отделы в банках, и они должны стать мозговыми центрами организации рынка банковских услуг. Маркетинговые отделы должны заниматься изучением рынка, провод ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru