По мере углубления процесса реформирования в сельском хозяйстве России и появления реального частного собственника вопрос управления рисками, связанными с производством сельскохозяйственной продукции, будет вставать все более остро.
Предлагаемые сейчас на рынке страховых услуг программы страхования сельскохозяйственных рисков по многим параметрам не устраивают потребителя. Основная проблема, и это закономерно, их высокая стоимость. Только при условии реальной государственной поддержки можно будет достичь равновесия между спросом и предложением в этой области.
Следует отметить, что государство пытается решить эту проблему. В настоящее время Постановлением Правительства РФ - №758 от 1 ноября 2001 года «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» (приложение 3) предусматривается компенсация затрат на страхование некоторых видов выращиваемых культур, что дает возможность говорить о начале формирования системы сельскохозяйственного страхования в России.
Подзаконные акты и документы, регулирующие порядок функционирования такой системы находятся в настоящее время на стадии разработки. Как эффективно будет функционировать эта система, и насколько она будет удовлетворять интересы всех сторон-участников, будет во многом зависеть от того, как разработчики системы сумеют использовать богатый опыт других стран, речь о котором шла выше, наложив его на существующие экономические, социальные и природные условия России.
Практически все государства в мире поддерживают своих производителей сельскохозяйственной продукции, выполняя одну из основных функций - обеспечение продовольственной безопасности страны. Более того, для повышения конкурентоспособности такой продукции на мировых рынках практикуется предоставление определенных государственных дотаций, но эти процессы строго регламентированы внутри Организации Всемирной Торговли (ВТО), членом которой стремится быть Россия.
Субсидирование системы сельскохозяйственного страхования (при выполнении определенных требований) находится вне ограничений ВТО, накладываемых на предоставление дотаций государства сельскохозяйственным производителям.
Разумеется, страхование не может заменить технический прогресс в отрасли, компенсировать недостатки ведения сельского хозяйства: отсутствие качественных семян, недостаточное количество удобрений и сельскохозяйственной техники и др. Но страхование как составная часть государственной сельскохозяйственной политики может и должно быть использовано для обеспечения стабильности развития аграрного сектора России, для привлечения дополнительных инвестиций в отрасль.
Сатьи по теме:
Процессный подход на российских предприятиях
В последние годы большинство российских предприятий все сильнее сталкиваются с конкуренцией со стороны иностранных компаний. Чтобы оставаться конкурентоспособной, компания должна быть в состоянии быстро реагировать на происходящие изменения. При этом одной из главных предпосылок адаптируемости ком ...
Развитие банковской системы Российской Федерации
Банковская система России при переходе экономики страны на рыночные рельсы прошла сложный путь. Можно выделить несколько относительно крупных этапов ее развития и становления.
Первый этап – формирование банковской системы рыночного типа. Это период начала 90-х годов прошлого столетия. За короткий ...
Теории кредита
В современной теории денег выделяются 2 теории, касающиеся сущности и роли кредита в экономике:
• натуралистическая;
• капиталотворческая.
Отличие теорий состоит в определении границ (сферы действия) кредита в воспроизводственном цикле и оценке его роли в общественном производстве.
Натуралисти ...