1. Поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.
2. Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
- финансирования поставщика, включая заем и предварительный платеж;
- ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;
- предъявление к оплате денежных требований;
- защита от неплатежеспособности должников.
3. Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования». [4]
Конвенция подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.
Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгруженного товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схема факторинга
1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
2. Уступка права требования долга по поставке Банку.
3. Выплата досрочного платежа (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.
4. Оплата за поставленный товар.
5. Перевод остатка средств 10%.
6. Комиссия за услуги выставляется отдельным счетом, в конце каждого месяца.
Рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой компании на числовом примере.
Поставщик переуступает факторинговой компании денежные требования к своим Клиентам на сумму 1 000 000 рублей. Согласно договору, факторинговая компания после предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств Поставщика перед Покупателями (поставка товаров), перечисляет поставщику финансирование в размере 90% от суммы уступленных денежных требований. В нашем примере 900 000 рублей. Оставшуюся сумму (100 000 рублей) Фактор перечисляет на счет Поставщика после получения денег от покупателей. Дебитор осуществляет платеж на счет Фактора в срок, указанный в договоре поставки товара, который заключен с поставщиком (клиентом факторинговой компании). Комиссия за услуги выставляется отдельным счетом, в конце каждого месяца.
Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя:
· процент от оборота поставщика;
· фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке;
· процент за пользование денежными ресурсами ;
· помимо этого, факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.
Ставки комиссии указываются в тарифном плане, который подписывается приложением к Генеральному договору факторинга.
Виды факторинговых сделок.
Различают внутренний факторинг (domestic factoring) и внешний факторинг (international factoring). Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране. Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.
Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны-импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.
Сатьи по теме:
Сравнительная характеристика банковской системы РФ с банковскими системами
зарубежных стран
Банковская система Великобритании — одна из старейших. Ее характеризуют высокая степень концентрации и специализации, хорошо развитая банковская инфраструктура, тесная связь с международным рынком ссудных капиталов. В мировом финансовом центре — в Лондоне — работает больше иностранных банков, чем ...
Проблемы обязательного медицинского страхования в России
Принятие в 1991 году Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и его введение в 1993 году в части обязательного медицинского страхования на территории всей страны явилось своевременным и единственно правильным политическим шагом в этот период. Замена бюджетной ...
Роль банка в экономике
Банки являются финансовыми посредниками - они аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйствующих субъектов и населения и предоставляют их во временное пользование тем экономическим субъектам, которые испытывают временную потребность в дополнительных деньгах. За счет разницы процентных ...