При подготовке банком решения о кредитовании предприятия, сотрудник кредитного подразделения анализирует финансовую отчетность потенциального заемщика, чтобы оценить как прошлое, так и текущее его финансовое положение, а также понять перспективы развития. Целью такого анализа является получение ключевых, информативных параметров, позволяющих оценить платежеспособность и кредитоспособность потенциального заемщика.
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).[7]
Платежеспособность предприятия – это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности. В то же время кредитоспособность характеризуется лишь возможностью предприятия погасить кредиторскую задолженность. Вместе с тем характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, поскольку погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде или благодаря использованию гарантии своевременного возврата средств или даже за счет страхования погашения ссуды.[14]
Поэтому ключевым фактором при принятии решения банком о выдаче ссуды заемщику, является именно кредитоспособность данного заемщика.
В мировой и отечественной практике используются следующие критерии кредитоспособности клиента:
1. Характер клиента - репутация клиента как юридического лица складывается из длительности функционирования в определенной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из кредитной истории и т.д.
2. Способность заимствовать средства - означает наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы.
3. Способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.
4. Капитал клиента:
· его достаточность, которая анализируется на основе требований ЦБ к минимальному уровню уставного фонда (акционерного капитала);
· степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком.
5. Обеспечение кредита - выручка от реализации а также залог, гарантия, поручительство, страхование, цессия.
6. Условия, в которых совершается кредитная операция - текущая или прогнозная ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы.
7. Контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка. Исследуются следующие вопросы:
· имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия;
· как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства, например, налогового;
· насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.
Не смотря на существование такого обширного списка критериев кредитоспособности, в банковской практике не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности заемщиков. Многообразие подходов определяется различной степенью доверия к количественным и качественным способам оценки факторов кредитоспособности, особенностями индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практикой оценки кредитоспособности.[2]
Сатьи по теме:
Положения ГК РФ о потребительском кредите
Правовое регулирование отношений, возникающих между кредитором и заемщиком в связи с предоставлением последнему потребительского кредита осуществляется в соответствии с Параграфом 2 главы 42 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и некоторыми иными нормативными акта ...
Перечень и содержание обосновывающих документов,
предоставляемых при ЧС
Сельскохозяйственными предприятиями и учреждениями
. Обоснование размера запрашиваемых средств на проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ производится пострадавшими от чрезвычайных ситуаций предприятиями и учреждениями посредством предоставления следующего ко ...
Развитие добровольного медицинского страхования в России
Система страховой медицины была восстановлена в России в 1991 году. Одной из основных причин восстановления медицинского страхования в России является снижение объемов и качества медицинских услуг, предоставляемых в бюджетных лечебных учреждениях. Это было связано с уменьшением финансирования, уху ...