Еще один источник сообщений - электронные документы, которыми обмениваются банки-участники с расчетным банком, а, возможно, и друг с другом при регулярном проведении взаиморасчетов.
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек и в других случаях.
Держатель карточки (1) получает от магазина покупку как бы в кредит. Магазин (2), представив слип, получает от своего банка денежное возмещение покупки. Банк магазина (3) непосредственно или через расчетный банк (4) платежной системы получает эту же сумму от банка эмитента (5) данной карточки.
Наконец, банк эмитент рассчитывается с клиентом через его счет (6). Как можно заметить эта цепочка начинается и заканчивается на клиенте превращаясь в кольцо.
С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
Процессинговые центры являются технологическим ядром платежной системы. Поддержание надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре (или центрах - в развитой системе) и развитой коммуникационной инфраструктуры, поскольку процессинговый центр системы должен иметь возможность одновременно обслуживать достаточно большое число географически удаленных точек.
Рис. 2
|
Источник: [4, с. 67]
Кроме того, неизбежна также маршрутизация запросов, что еще больше ужесточает требования к коммуникациям. Очевидно, что для эффективного решения изложенных проблем необходимо использование высокопроизводительных сетей передачи данных. Со структурной точки зрения сеть передачи данных при этом становится внутренним неотъемлемым элементом платежной системы.
Следовательно, операции с пластиковыми карточками открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота. Быстрое распространение банковских карт служит свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным участникам системы.
Сатьи по теме:
Активные операции банков
Роль банков в современной экономике сложно переоценить, ибо именно они определяют направления и интенсивность денежных потоков, насквозь пронизывающих хозяйственную деятельность. Функционирование банка как самостоятельного бизнес – субъекта обусловлено набором операций, который он проводит исходя ...
Развитие и совершенствование операций по ипотечному кредитованию
В настоящее время в Российской Федерации существует пять основных проблем, сдерживающих развитие ипотеки [24]:
1. Сроки кредитования. По своей логике кредит на приобретение жилья должен быть долгосрочным, на 10–15 лет, как это было принято в мировой практике. Однако реальные сроки предоставляемых ...
Анализ услуг Новоуренгойского отделения Западно-сибирского банка Сбербанка
России на рынке пластиковых карт
Развитие эквайринговой инфраструктуры Западно-Сибирского банка Сбербанка России нашло отражение, как в качественных, так и в количественных показателях. В 2011 г. банкоматный парк банка достиг общей численности в 145 единиц, в том числе 109 банкоматов по приему карт международных платежных систем ...