В основу проведения прогнозной оценки регионального рынка пластиковых карт положены следующие методические принципы:
1. Предполагается, что объем эмиссии и, как следствие этого, объем оборота ПК определяется в основном спросом, который рассматривается как лимитирующий фактор развития этого рынка.
2. Считается, что модели развития изучаемого сегмента рынка банковских услуг спрос на ПК определяется целым комплексом факторов макро- и микроэкономического уровней. К первому относятся: благосостояние населения, динамика инфляции, уровень развития туризма, инфраструктура пластикового бизнеса; ко второму - затратно-ценовые характеристики ПК (стоимость приобретения и использования ПК для пользователя, стоимость эмиссии и обслуживания ПК для банка и т.д.).
3. При прогнозировании спроса в традиционных подходах в комплексе исследуемых факторов в качестве доминантного рассматривается уровень доходов населения, причем за базу анализа принимается именно та часть доходов, которая идет на потребление. В связи с тем, что российский рынок ПК развивается иначе, чем в западных странах с развитой рыночной экономикой и имеет существенные особенности, то за базу анализа выбирается показатель объемов сбережений.
В соответствии с изложенными принципами предлагается следующая методика прогнозных расчетов, состоящая из шести этапов:
1) ретроспективный анализ рынка ПК;
2) осуществление экспертного анализа для формирования сценариев (определения диапазона возможных отклонений прогнозных тенденций по динамике доминантного фактора - производится с использованием эвристических процедур в режиме диалога «лицо принимающее решение (ЛПР) - ЭВМ)»;
3) проведение расчетов по прогнозу спроса на ПК.
1) Ретроспективный анализ.
Прошло немногим 10 лет с тех пор как в Тюмени открыли первый банкомат, а количество карт уже возросло в десятки раз. Бизнес в ЭПС постоянно эволюционирует и стремительными темпами растет как количественно, так и качественно. На рисунке 6 представлен путь развития карточного бизнеса.
Рис. 11
Развитие рынка платежных карт
Заместитель генерального директора представительства Visa International в России, вице-президент Visa СЕМЕА Оливер Хьюз выделил на международной конференции «Банковские розничные услуги в России» этапы развития российского карточного рынка.
- 1998-2000 - становление рынка банковских карт на основе дебетовых карточных продуктов.
- 2001-2005 - массовое развитие рынка с преобладанием зарплатных проектов.
- с 2006-го - бум розничного кредитования, а с 2006-го - становление рынка кредитных карт.
- с 2007-го - динамичный рост оборотов по российским кредиткам (за 2004 год количество кредиток увеличилось в 4,3, а за 2005-й - более чем в 6 раз, в то время как число дебетовых карт возросло всего в 1,4 раза, в 2006 году также преобладал рост эмиссии именно кредитных карт).
Согласно рассмотренным этапам и пути эволюции рынка банковских карт кредитование с помощью пластиковых карт - это не только следующая ступень развития бизнеса с пластиковыми картами, но также потребительского кредитования после экспресс-кредитования в таких областях, как торговля электроникой, бытовой техникой и спортивными товарами. На настоящий момент средний объем потребительского кредита составляет 10-15 тыс. руб. или 300-500 долл.
В ближайшие 2-3 года ситуация кардинальным образом изменится, так как банки заинтересованы в доходности бизнеса, а прибыль лежит именно в развитии кредитных карт. Кредитные карты начнут постепенно вытеснять классическое потребительское кредитование, так как стоимость обслуживания таких кредитов достаточна высока.
Также благодаря развитию сегмента кредитных карт, давление на рынок возрастет, в результате чего цена на кредиты упадет, Возрастет также объем платежей, соответственно будет расти и сам рынок. Те темпы роста, которые рынок демонстрирует сейчас, будут сохраняться и развиваться вместе с темпами экономического роста.
Сатьи по теме:
Этапы развития ипотечного кредитования
Ипотека как элемент хозяйственной жизни уходит глубокими корнями в историю. Само понятие «ипотека» пришло в мировую финансово-экономическую систему из древней Греции. Его ввел архонт Солон в VI веке до н. э., предшественник солона – Драконт – ввел порядок (в 621 г. До н. э.), согласно которому люб ...
Индивидуальное и коллективное добровольное
страхование от несчастных случаев
Главной целью добровольного страхования от несчастных случаев является возмещение убытков, нанесенных жизни и здоровью застрахованного вследствие несчастного случая, который не может быть возмещен по обязательным видам личного страхования от несчастных случаев. Страхователями могут быть как юридич ...
Организация системы бюджетного управления на предприятии
Организация системы бюджетного управления на предприятии совместно с банком, позволяет более полно удовлетворять финансовые потребности предприятия, и как следствие повышать эффективность финансово-хозяйственной деятельности клиентов банка.
Бюджетное управление - это процесс управления ресурсами ...