Формы организации страховой деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке.
Страховщикам запрещено заниматься производственной, торгово-сбытовой, банковской деятельностью. Страховая компания должна непременно получить лицензию на осуществление страховой деятельности в порядке, установленном федеральным законом и условиям лицензирования.
Страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством, имеющий статус юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ это:
Хозяйственные товарищества и общества;
Производственные кооперативы;
Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
Некоммерческие организации.
Большинство страховых организаций в России (около 98%) функционируют в форме хозяйственных обществ: около 54% - ЗАО, 20% - ОАО, 24% - ООО.
Организационно правовые требования.
Основными законодательными актами, регламентирующими создание страховой организации, являются Гражданский кодекс РФ и Законы Российской Федерации: «Об организации страхового дела в РФ»; «Об акционерных обществах»; «Об обществах с ограниченной ответственностью»; «О рынке ценных бумаг». Они определяют основные организационно-правовые требования к созданию страховой компании.
Экономические нормативные требования.
Целевая направленность страхования на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц, особенности формирования денежных фондов (страховых фондов) из уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) обусловливают определенные экономические нормативные требования к созданию и деятельности страховых организаций. Соблюдение этих требований обеспечивает финансовую устойчивость, платежеспособность страховщиков, доверие к ним страхователей[13].
Государственное регулирование страховой деятельности.
В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:
· Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
· Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка[14]:
· Государственный надзор за страховой деятельностью;
· Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
· Организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
· Cоздание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
· Определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
· Установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.
Сатьи по теме:
Покупка в рассрочку платежа
Заключается в предоставлении рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования. Она предоставляется торговыми фирмами и специализированными финансовыми компаниями. В некоторых странах к потребительским относят ссуды в форме рассрочки за оплату жилых домов и квартир, предостав ...
Особенности кредитования
частных клиентов
В значении кредита, предоставленного физическому лицу, иногда употребляются такие термины, как "потребительский кредит", "личный кредит", "розничный кредит". В настоящее время термин "личный кредит" (individual credit) употребляется в широком значении кредит ...
Оценка и управление кредитным риском
Последствиями реализации кредитного риска являются возможное снижение прибыли, возникновение убытков или потеря ликвидности — это все зачастую является одной из основных причин банкротства банков.
Под кредитной рисковой экспозицией (позицией) понимается объем портфелей банка, подверженных влиянию ...