Банки – неотъемлемая составляющая современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями производства. Банки создают основу рыночного механизма, с помощью которого функционирует экономика страны. Коммерческие банки призваны регулировать движение всех денежных потоков, в первую очередь кредитных, способствовать обеспечению наиболее рационального использования финансовых ресурсов общества и перемещения капитала в те отрасли экономики, где отдача от вложений – максимальна.
Рост финансового рынка Республики Молдова, увеличение разнообразия финансовых инструментов, приход в банковский сектор иностранных банков и инвесторов, обеспечили банкам больший доступ к денежным средствам. В то же время, продолжается расширение рынков и возможностей для создания новых продуктов и услуг. Традиционная практика банковского дела, основанная на привлечении депозитов и предоставлении кредитов, сегодня является лишь частью деятельности типичного банка, и зачастую наименее прибыльной.
Изменчивые условия, в которых работают банки, открывают для них множество возможностей, но одновременно подвергают сложным и многообразным рискам, часто не вписывающимся в параметры традиционных подходов к банковскому управлению. Следовательно, банкам, чтобы выжить в рыночно ориентированной среде, устоять в борьбе с конкурентами и внести свой вклад в экономический рост страны, необходимо научится управлять финансовыми рисками, быстро и эффективно оценивать ситуацию, отвечать на действия конкурентов, принимая взвешенные, продуманные управленческие решения, контролировать их выполнение и эффект.
Управление банком, управление финансовыми рисками, принятие управленческих решений – все это процессы, требующие от банков наличие информационной базы, т.е. основы, которая дает возможность развитию банка. Такую основу создает система оценки и контроля банка, которая строится на финансовом анализе банковской деятельности.
Значение финансового анализа, как инструмента оценки и контроля банковской деятельности, заключается в получении аналитиком данных о состоянии и надежности банка, о том, что планировали и что достигли, о причинах роста банка или же его спада. Другими словами финансовый анализ – это основанная на научных методах, экспертных оценках – информационная база принятия управленческих решений.
Отметим, что финансовый анализ банковской деятельности при схожей методологии имеет разные цели в зависимости от субъекта проводящего оценку. Органы надзора, Национальный банк – оценивают жизнеспособность банка, контролируют соблюдение требований регулирования, способность выполнять финансовые обязательства перед кредитором. Государственные налоговые органы в процессе анализа отчетности коммерческих банков осуществляют финансовый контроль за правильностью исполнения банками обязательств перед бюджетом, внутрибанковская оценка позволяет выявить слабые и сильные стороны банка, наметить пути его развития. И не один из указанных субъектов не обходится без использования финансового анализа, что делает его исключительно важным элементом достижения конечных целей субъекта.
Особую актуальность приобретает финансовый анализ банковской деятельности при принятии и контроле за выполнением стратегически важных решений в настоящее время, когда формирование рыночных отношений в республике хоть и прошло определенный путь в развитии, однако еще далеко от понятия – развитого рынка. Эффект обоснованного экономического решения определяется правильностью оценки и сопоставления собственных возможностей с потребностями и условиями рынка. Это относится к деятельности коммерческих банков, возможно, даже в большей степени, чем к другим сферам бизнеса, так как ошибочная оценка и неверно принятое решение может привести к ликвидации банка или нанести серьезный материальный ущерб клиентам, в том числе и гражданам, а так же корреспондентам.
Сатьи по теме:
Стратегия совершенствования операций на основе
пластиковых карт
Важное значение при развитии рынка банковских услуг придается маркетингу. Для развития рынка банковских услуг необходимо открывать маркетинговые отделы в банках, и они должны стать мозговыми центрами организации рынка банковских услуг. Маркетинговые отделы должны заниматься изучением рынка, провод ...
Заключение кредитного договора
Кредит предоставляется банком после тщательного анализа производственной деятельности заемщика, его финансового состояния, платежеспособности, способов обеспечения исполнения обязательств, которые предлагаются заемщиком, структуры принадлежащего ему имущества, цели, для которой получается кредит, ...
Понятие и место депозитов населения в ресурсной базе банка
До недавнего времени пассивным операциям не придавалось серьезного значения, они как бы являлись второстепенными по отношению к активным и не воспринимались банками как объект, требующий эффективного управления. В современных условиях экономическое мировоззрение изменилось и постепенно происходит ...