Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является процесс кредитования частных клиентов.
Хотя в переводе с латинского "кредитовать" означает "доверять", тем не менее, процесс кредитования физических лиц в современных российских условиях является одной из рисковых активных операций, способных при неразумном подходе привести к потере ликвидности и банкротству.
Через процесс краткосрочного и долгосрочного кредитования происходит функция перераспределения денежных средств в финансовой системе страны. Спрос частных лиц на денежные средства удовлетворяется предложением от коммерческих банков свободных финансовых ресурсов, привлеченных в свою очередь с рынка депозитов и частных вкладов.
Процесс кредитования физических лиц является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждой из которых чревато серьезными ошибками и просчетами.
Первая стадия кредитного процесса - программирование, заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона, работы потенциальных заемщиков, в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятия ряда внутрибанковских нормативных документов. [13]
Руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:
¾ основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков;
¾ соотношение кредитов и депозитов;
¾ соотношение собственного капитала и активов;
¾ лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;
¾ клиентские лимиты:
¾ для акционеров (пайщиков);
¾ для старых, с определенной историей взаимоотношений клиентов;
¾ для новых клиентов;
¾ для не клиентов банка.
¾ требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, маржа в оценке);
¾ требования по документальному оформлению и сопровождению кредита;
¾ планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решений его изменения.
Следующим внутрибанковским нормативным документом является положение "О порядке выдачи кредитов", где отражается:
¾ организация кредитного процесса;
¾ перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
¾ правила проведения оценки обеспечения.
Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс можно говорить о внутренней готовности банка к работе ко второй основной стадии кредитования.
Вторая стадия - предоставление банковской ссуды.
В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники кредитного подразделения осуществляют прием заявок на получение ссуды. В зависимости от видов кредитования к заявке на кредит идет получение и подбор необходимой документации. Здесь сотрудник кредитного подразделения должен проводить экономический анализ предоставленной документации, сделать выводы о рыночной возможности и привлекательности проведения кредитуемой операции. При проведении такой работы от сотрудника кредитного подразделения требуются навыки и умения экономиста, специалиста по маркетингу, знания макроэкономики, отраслевых и региональных тенденций развития народного хозяйства.
На основе проведенного анализа требуется выбрать наиболее оптимальный метод кредитования, вид ссудного счета, срок кредитования, провести переговоры о величине и виде ссудной ставки, о способе погашения ссуды.
Важнейшей завершающей процедурой стадии предоставления кредита является подготовка и заключение кредитного договора.
Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием кредита.
Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на завершение платежей по обязательствам. Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег.
Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашения ссуды.
Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов. [14]
Сатьи по теме:
Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных
бумагах
За нарушения Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный в результате нарушения законо ...
Расчет экономического эффекта от оптимизации
процесса
Прямой экономический эффект от оптимизации процесса в Западно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк России» рассчитывается как разность между прямыми доходами и прямыми затратами по оптимизации процесса.
К прямым доходам по оптимизации процесса относятся:
дополнительная прибыль компании;
эффект от экон ...
Индивидуальное и коллективное добровольное
страхование от несчастных случаев
Главной целью добровольного страхования от несчастных случаев является возмещение убытков, нанесенных жизни и здоровью застрахованного вследствие несчастного случая, который не может быть возмещен по обязательным видам личного страхования от несчастных случаев. Страхователями могут быть как юридич ...