Организация кредитного процесса при работе банка с частными клиентами

Финансы » Кредитование частных клиентов в банках: направления развития и совершенствования » Организация кредитного процесса при работе банка с частными клиентами

Страница 2

Имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается, и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок. Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:

¾ анализа платежеспособности;

¾ личных контактов с должником;

¾ сообщений третьих лиц;

¾ сведений из других отделов банка.

Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентами. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

¾ резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;

¾ потеря важных клиентов;

¾ принятие необоснованного риска;

¾ замена ключевых сотрудников;

¾ запросы о заемщике со стороны его новых кредиторов;

¾ слабый операционный контроль.

Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещение долга.

Первый при выявлении проблемной ссуды шаг - объективная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли доверять, способно ли руководство компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если, много то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.

Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с должником и обсудить сложившееся положение. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.

Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого следует, прежде всего, проверить документы и установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант - сотрудничество с заемщиком в продаже залога.

Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.

Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей сумы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.

Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в данном банке.

Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и его использования. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.

Вот здесь и происходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения в банк. В банке всегда существует конкретный источник погашения имеющегося долга, этот источник представляет собой форму обеспечения возвратности кредита.

Для повышения качества обслуживания, необходимо повысить профессионализм и материальную заинтересованность непосредственных менеджеров работающих с клиентами, путем внедрения материальных и нематериальных методов стимулирования продаж кредитов на местах.

Таким образом, существует множество определений кредитоспособности клиента (заемщика). Самым распространенным из них является следующее: способность лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Есть различные дополнения, уточнения, иные трактовки этого понятия, большинство которых можно кратко свести к следующим определениям кредитоспособности:

необходимая предпосылка или условие получения кредита;

готовность и способность возвратить долг;

возможность правильно использовать кредит;

возможность своевременно погасить ссуду (реальный возврат кредита).

Проблемы кредитования частных лиц всегда были актуальны и широко освещены, кредитоспособность с точки зрения заемщика понимали как способность к совершению кредитной сделки и возможность своевременно возвратить ссуду; а с точки зрения банка как правильное определение размера допустимости кредита.

Между кредитоспособностью заемщика и рисками кредитования прослеживается обратная связь. Чем выше кредитоспособность заемщика, тем ниже риск банка потерять свои деньги. И наоборот, чем ниже платежеспособность клиента, тем меньше шансов у банка вернуть кредит. Исходя из этого можно сделать вывод, что правильная кредитная политика банка позволит ему с меньшим риском осуществлять активные операции и получать максимальный доход от размещения свободных денежных средств в кредиты.

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Особенности современной ситуации в россии, влияющие на развитие лизинговых операций банков
В России существует законодательная база для осуществления Банками лизинговых операций. В соответствии со статьёй 5 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" Банкам разрешено наряду с другими, проводить и лизинговые операции. При этом Банк может участвовать в лизинговом процессе не ...

Основные положения устава
В Уставе Сберегательного банка содержатся следующие сведения: - наименование банка и его местонахождение (почтовый и юридический адрес); - перечень выполняемых им банковских операций; - размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком; - указание на то, что банк является ...

История ипотеки и текущее состояние ипотечного кредитования в России
Термин "ипотека" впервые появился в Греции в начале VI в. до н.э (его ввел архонт Солон) и был связан с обеспечением ответственности должника перед кредитором определенными земельными владениями (первоначально в Афинах залоговым обеспечением служила личность должника, которому в случае н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru