В настоящее время рост объемов российского потребительского кредитования и, как следствие, рост объемов просрочек по выданным потребительским ссудам, приводит к формированию рынка просроченных обязательств. Рынок долгов в настоящий момент испытывает потребность в аналитических продуктах, позволяющих организовать эффективное управление задолженностью: с высокой вероятностью определить перспективы, объем и сроки взыскания, а также выбрать подходящую стратегию работы с каждым сегментом портфеля просроченных долгов.
Для того чтобы оценить эффективность кредитной политики банка, необходимо проанализировать его кредитный портфель как характеристику структуры и качества суд, классифицированных по определенным критериям: по отраслям, видам обеспечения, степени риска и срокам.
Управление кредитным портфелем АКБ «Банк Хакасии» происходит в несколько этапов: выбор критериев оценки качества отдельно взятой ссуды; определение основных групп ссуд с указанием связанных с ними процентов риска; оценка каждой выданной банком ссуды исходя из избранных критериев; определение структуры кредитного портфеля в разрезе классифицированных ссуд; оценка качества; анализ факторов, оказывающих влияние на изменение структуры портфеля; определение суммы резерва; разработка мер по улучшению качества кредитного портфеля.
Кредиты составляют основную статью доходных активов в балансе банка, а полученные по ним проценты являются основной статьей банковских доходов. От качества кредитного портфеля зависят ликвидность и рентабельность банка, и само его существование. Поэтому анализ эффективности кредитных операций является одним из определяющих аспектов анализа экономической дельности банка. Одним из основных источников анализа являются активы, приносящие прямой процентный доход, в которых наибольшую долю составляют, как правило, кредиты. Рассмотрим изменение остатков ссудной задолженности банка по срокам размещения, которые представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11
Изменение остатка ссудной задолженности АКБ «Банк Хакасии» за период 2008-2010 гг., тыс. руб.
Показатели |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
Темп прироста% |
01.01.2010 |
Темп прироста % |
Всего активов |
2 137 460 |
2 205 760 |
1,03 |
2 603 032 |
1,18 |
Ссудная задолженность |
1 686 668 |
1 533 686 |
0,9 |
2 018 175 |
1,3 |
Кредиты юридическим лицам |
706 655 |
539 062 |
0,7 |
688 764 |
1,27 |
Овердрафт |
17 472 |
31 295 |
1,79 |
41 359 |
1,32 |
Краткосрочные (до 1 года) |
301 357 |
104 869 |
0,34 |
269 465 |
2,5 |
Среднесрочные (1-3 года) |
373 819 |
278 825 |
0,74 |
307 887 |
1,1 |
Долгосрочные (свыше 3лет) |
7 924 |
17 503 |
2,2 |
65 122 |
3,7 |
Просроченная задолженность |
6 083 |
6 570 |
1,08 |
4 931 |
0,75 |
Кредиты физическим лицам |
980 013 |
994 624 |
1,01 |
1 329 411 |
1,34 |
Краткосрочные (до 1 года) |
8 159 |
12 825 |
1,57 |
14 175 |
1,1 |
Среднесрочные (1-3 года) |
187 218 |
196 375 |
1,04 |
300 029 |
1,53 |
Долгосрочные (свыше 3лет) |
739 716 |
765 891 |
1,03 |
996 690 |
1,3 |
Овердрафты и прочие предоставленные средства |
36 284 |
6 804 |
0,18 |
4280 |
0,6 |
Просроченная задолженность |
8 736 |
12 729 |
1,45 |
18 089 |
1,42 |
Сатьи по теме:
Процессный подход на российских предприятиях
В последние годы большинство российских предприятий все сильнее сталкиваются с конкуренцией со стороны иностранных компаний. Чтобы оставаться конкурентоспособной, компания должна быть в состоянии быстро реагировать на происходящие изменения. При этом одной из главных предпосылок адаптируемости ком ...
Организация маркетинговой службы банка
В сегодняшней обстановке всем нам нужно четко представлять, что такое маркетинг. Продавая машину, находясь в поисках работы, пропагандируя какую – либо идею , мы уже, оказывается, занимаемся маркетингом. Нам необходимо знать, что представляет собой рынок, как он функционирует , кто на нем действуе ...
Организации управления Банка России и их полномочия
В состав органов управления Банком России входят Национальный банковский совет (НБС) и Совет директоров.
До 2002 года единственным высшим органом управления Банка России был Совет директоров, а НБС выполнял при нём консультативные и экспертные функции. С принятием в 2002 году Федерального закона ...