Понятие и сущность процесса и процессного подхода

Страница 1

В настоящее время в сфере управления предприятиями и организациями достаточно прочные позиции занимают два принципа управления – функциональный и процессный.

Процессный подход к управлению начал активно развиваться в конце XX‑начале XXI вв. Процессное управление отличается от функционального тем, что организация рассматривается как бизнес-система, состоящая из взаимодействующих между собой бизнес-процессов, конечной целью которой является продукция, приобретенная потребителем, или оказанные услуги (удовлетворенный потребитель) [1, с. 33; 8; 20, с. 24]. Основной целью управления при этом является не столько контроль выполнения отдельных функций, сколько контроль результата.

В основе ориентированного на процессы предприятия лежит принцип регулирования последовательности операций. В то время как организационная структура представляет собой разделение системы на подсистемы (например, отделы, подразделения, должности), а также несет в себе информацию о задачах каждой подсистемы, организация процессов - это инструмент для контроля выполнения задач, а также координации временных и пространственных аспектов их выполнения (кто что делает, когда и как). Самые простые составляющие отдельной задачи - это операции, которые, в свою очередь, являются основными составляющими процессов. Операция является действием, необходимым для выполнения определенной работы [22, с.3].

Стержневой категорией процессного подхода является бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [8]. Бизнес-процесс является особым процессом, который служит осуществлению основных целей предприятия (бизнес-целей) и описывает центральную сферу его деятельности. Основными признаками бизнес-процесса являются точки соприкосновения этого процесса с бизнес-партнерами предприятия (например, клиенты, поставщики). Примерами бизнес-процессов являются: обработка заказов на производственном предприятии, торговая сделка на коммерческом предприятии или предоставление кредита в банке [22, с.3].

Посредством объединения в рамках бизнес-процессов разных по своему функциональному назначению операций в единые цепочки создания ценности достигается:

непрерывность менеджмента организации на стыках между отдельными подразделениями и должностными лицами при их взаимодействии;

сглаживание противоречий, связанных с иерархическим (вертикальным) построением менеджмента.

Любой бизнес-процесс имеет конкретные и измеримые «входы» - ресурсы - и «выходы» – результаты. К ресурсам процесса относятся персонал, оборудование, инфраструктура, среда и прочее. Результатом выполнения процесса является определенный продукт (услуга). Бизнес-процесс всегда ориентирован на потребителя (внешнего и/или внутреннего), что выражается в том, что требуемое качество продукта (ценность) как совокупность свойств продукта, обуславливающих его пригодность удовлетворять потребности клиента в соответствии с его назначением, определяется клиентом (потребителем результата процесса), а не исполнителем. Причем неважно – внешний (потребитель) или внутренний (соседний отдел).

Поэтому каждый исполнитель внутри процесса четко представляет себе ожидаемый результат, ему делегируются полномочия и ответственность, право самому выбирать технологии, необходимые для достижения результата. Главный критерий эффективности управления – достижение целей группой, отделом, департаментом, банком.

Управление бизнес-процессом осуществляет его владелец. Владелец процесса - должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса [1, с. 49].

Природа бизнес-процессов такова, что изначально в них заложена возможность инжиниринга [31], т.е. возможность проектировать и выстраивать их в соответствии с целями организации, в логике реализуемой стратегии, в рамках существующей или перспективной организационно-штатной структуры и организационной культуры банка, самыми консервативными элементами системы управления. Инжиниринг бизнес-процессов требует адекватности идентификации, классификации и определения их роли для всей системы в целом.

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Анализ экономической эффективности управления
В результате анализа таблицы 2.10 экономическая результативность принимает значения 93,75% и 98,1% во втором и четвёртом квартале, что меньше 100% и говорит о экономической безрезультатности. Однако в остальных кварталах значения больше 100%. Таблица 2.10 Показатели эффективности управления ...

Активные операции коммерческих банков
Мобилизованные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимательской деятельности. Операции, связанные с размещением банковских ресурсов, относятся к активным операциям банков. В активах банков выделяются две важнейшие группы операций – кредитные ...

Рейтинг Банка Развития Казахстана по данным ведущих рейтинговых агентств
Высокая оценка ведущих рейтинговых агентств является показателем эффективной работы БРК и правильному направлению его деятельности. Кредитный рейтинг Standard & Poor’s имеет целый ряд преимуществ для эмитентов, инвесторов, кредиторов и финансовых посредников. Предоставляя независимое, обосно ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru