Несмотря на то, что эволюция управленческих теорий первоначально шла в направлении развития функционального управления, постепенно формировалось понимание процессуальности производственно-управленческих действий как их объективной характеристики. Действительно, любая деятельность, как производственная, так и управленческая, может быть разложена (структурирована) на отдельные ее составляющие, что и было обосновано еще классиками менеджмента. В результате для повышения эффективности деятельности предприятий была выявлена необходимость как горизонтальной структуризации производственной деятельности (по технологии), так и функциональной структуризации управленческой деятельности (по функциям).
Горизонтальную структуризацию производственной деятельности (по технологии) в виде последовательности операций по изготовлению товара, т.е. как некоторого процесса, можно обнаружить еще у Смита А., который показал объективность выделения специализированных производственных операций в составе производственного процесса как определенной последовательности действий [33]. Можно сказать, что выделение (структуризация) производственных процессов стало началом формирования процессного подхода, хотя и в неявном виде.
Важным этапом эволюции процессного подхода стало выделение управления как самостоятельного процесса, чем мы обязаны в первую очередь Тейлору ф. Расширение промышленного производства потребовало и усложнения управленческих структур. Старая система линейного иерархического управления требовала от руководителя выполнения столь разнообразных функций, что справиться с ними в равной степени успешно одному человеку стало не по силам. Тем самым была заложена практическая основа специализации управленческих операций, развитая позднее основоположниками административной школы управления Файолем А., Эмерсоном Г. и др.
Важным этапом развития процессного принципа в управлении явилась стандартизации управленческих действий. Эмерсон Г., предложив среди своих 12 принципов управления принцип создания на предприятии «писанных стандартных инструкций» [35], обосновал необходимость стандартизации управленческой деятельности в виде моделей процессов управления и даже их улучшения.
Последующая эволюция процессного подхода связана с разработкой конкретных методов, позволяющих на практике организовать устойчивое управление межфункциональными процессами, ориентированными на достижение требуемых параметров продукции и нацелить менеджеров на постоянное их совершенствование. К числу тех, кто обратил внимание на необходимость межфункционального управления при постоянном совершенствовании процессов, следует выделить Шухарта У., Деминга Э., Джурана Д., которые по праву считаются основоположниками процессного подхода в сегодняшнем его понимании. Их разработки легли в основу концепции управления качеством, именно поэтому так часто процессный подход ассоциируется именно с управлением качеством. Необходимо отметить, что решение данной задачи стало возможным, прежде всего, благодаря бурному развитию статистических методов и информационных технологий.
Статистические методы как источник информации о производственных операциях являются основой стандартных управленческих процессов в управления качеством продукции. Заслуга Шухарта У. заключается в том, что еще в 1924 г. он предложил перейти от тейлоровского индивидуального контроля конкретной детали к контролю, направленному на обеспечение стабильности операций на всем протяжении технологического процесса и позволяющему достичь запланированного уровня качества конечной продукции [38]. Предложенные им контрольные карты есть не что иное, как стандартизованный процесс управления (выявления и устранения) вариаций параметров качества выпускаемой продукции.
Деминг Э. обосновал применимость идей Шухарта о статистическом контроле и для других приложений, например в администрировании, обслуживании, финансах, прогнозировании и т.д. Однако более значимы достижения Деминга в формулировании им законченной концепции непрерывного (процессного) улучшения качества (14 принципов Деминга) и введении в практику цикла PDCA («P» - plan, «D» - do, «C» - check, «A» - action) как схемы управления любым видом деятельности на основе общей командной работы. Разработанная Демингом поточная диаграмма, представляющая взаимосвязи фирмы от поставщика до потребителя, является первой визуальной потоковой моделью процесса [9]. В целом можно заключить, что к шестидесятым годам ХХ века сформировалось понимание процессного межфункционального управления как основы создания качественного продукта, удовлетворяющего потребности клиента.
Сатьи по теме:
Анализ рынка банковских пластиковых карт в России
Развитие российского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Для решения указанной задачи Банком России проводиться работа по созданию условий для дальнейшего ...
Понятие кредитного риска и основные причины его наступления
В экономической литературе риск определяется как стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям [15, с.79]. Между размером риска и прибыли существует прямая зависимость: риск потерь будет тем больше, чем больше возможность получить прибыль. Возникновение рисков происходит из-за о ...
Законодательные основы кредитных кооперативов и
микрофинансовых организаций
Правовые основы микрофинансовой деятельности, а также деятельности кредитных кооперативов определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и соответствующими законами.
В соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ от 18 июля 2009 года «О кредитной кооперац ...