Процессный подход на российских предприятиях

В последние годы большинство российских предприятий все сильнее сталкиваются с конкуренцией со стороны иностранных компаний. Чтобы оставаться конкурентоспособной, компания должна быть в состоянии быстро реагировать на происходящие изменения. При этом одной из главных предпосылок адаптируемости компаний является прозрачность их процессов, а вместе с этим и возможность четко идентифицировать проблемные области, а также принять адекватные меры.

Поскольку эффективное управление процессами, особенно в крупных компаниях, сегодня практически немыслимо без соответствующей ИТ‑поддержки, то одним из важных индикаторов, косвенно свидетельствующих о целенаправленных усилиях по повышению производительности и качества процессов, являются затраты компаний на ИТ‑проекты [22, с.9]. По отчету CNews Analytics 2011, в отличие от компаний многих западных стран российские предприятия тратят на ИТ существенно меньше, продолжая работать по устаревшим бизнес‑моделям [14]. При этом доля затрат на ИТ существенно различается от отрасли к отрасли (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1 - ИТ-емкость отраслей экономики РФ в 2011 году

При этом необходимо также учесть, что внедрение ИТ‑систем не является самодостаточным. Долгосрочный успех ИТ‑проектов обусловлен в первую очередь эффективностью и согласованностью внедряемых бизнес‑процессов, а правильная организация всей деятельности компании становится одним из ключевых факторов для достижения конкурентного преимущества на рынке. Так, по данным компании The Standish Group, исследовавшей более 30 тысяч ИТ‑проектов, реализованных американскими компаниями в 2009 году, менее одной трети всех ИТ‑проектов могут считаться успешными [39]. При этом под успешными понимаются те проекты, где запланированные сроки внедрения, функциональность ИТ-систем и проектный бюджет остались в пределах плана. Исходя из отсутствия многолетнего опыта и нехватки квалифицированных кадров по внедрению ИТ-систем, а также общей неэффективности менеджмента, можно предположить, что положение российских компаний является еще более сложным.

Внедрение процессного подхода в управление позволяет интегрировать усилия различных структурных подразделений в единую цепочку создания ценности для клиента, максимально полно удовлетворяя потребности клиента. При реализации данного подхода клиент выполняет контролирующую, а менеджмент – интегрирующую (координирующую) функцию, оптимизирующую бизнес‑процессы основных подразделений компании на основе горизонтальных технологических цепочек.

Процессное управление не противопоставляется и не ломает широко распространенное функциональное управление с вертикальной иерархической структурой. Процессная модель – это еще одно представление функций и взаимосвязей в организации, базовым элементом управления которой являются виды деятельности и их результаты. Функциональный подход определяет «что делать», а процессный – «как делать». Поэтому развитие подходов к организации банковской деятельности идет по пути дополнения функционального подхода процессным.

С точки зрения организации хозяйственной деятельности, характерной чертой российских предприятий является функциональный подход. При этом отсутствие формальной документации процессов и четкого разделения ответственности, а также наличие сложных организационных иерархий затрудняют гибкое управление компанией. Отсутствие четкой регламентации по разделению и выполнению отдельных функций приводит не только к снижению качества продуктов и услуг, но и к неэффективной структуре затрат и, как следствие, к снижению прибыли компании. Для предприятия, находящегося в условиях быстро изменяющихся рыночных отношений, решение подобных проблем является жизненно важным. Именно поэтому идея процессного подхода, позволяющего интегрировать основные функции компании в единое целое, становится все более популярной в кругах менеджмента российских компаний.

Сатьи по теме:

Предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятия
В условиях ужесточения требований Центрального Банка России к коммерческим банкам и присоединения РФ к принципам регулирования банковской деятельности Базельского комитета от коммерческих банков требуется максимальное использование всех возможностей и резервов для достижения целей, определенных ба ...

Стратегия совершенствования операций на основе пластиковых карт
Важное значение при развитии рынка банковских услуг придается маркетингу. Для развития рынка банковских услуг необходимо открывать маркетинговые отделы в банках, и они должны стать мозговыми центрами организации рынка банковских услуг. Маркетинговые отделы должны заниматься изучением рынка, провод ...

Кредитный мониторинг
Банк осуществляет контроль за исполнением кредитного договора, главная цель которого – обеспечить регулярную плату очередных взносов в погашение ссуды и процентов по долгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru