В условиях ужесточения требований Центрального Банка России к коммерческим банкам и присоединения РФ к принципам регулирования банковской деятельности Базельского комитета от коммерческих банков требуется максимальное использование всех возможностей и резервов для достижения целей, определенных банковской политикой. Как отмечают специалисты, некогда сверхдоходные операции по государственным ценным бумагам, купле-продаже валюты и другие виды операций, связанные с получением банками значительных доходов, ушли в прошлое. На первый план выходят традиционные банковские услуги, предоставляемые клиентам, причем стала очевидной необходимость постоянного улучшения их качественных характеристик при расширении банком спектра услуг.
Политика банков, претерпевшая изменения в отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, создают предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка.
Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы – с другой.
При построении системы взаимодействия банка с клиентами-юридическими лицами банк, а именно он является инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:
1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием.
2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.
3. Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.
Таблица 1 – Функции банка и предприятия-клиента
Банк |
Клиент |
1 |
2 |
1. Создание (формирование) собственного капитала и различных целевых фондов |
1. Создание (формирование) собственного капитала и различных специальных фондов |
2. Проведение клиентам как минимум трех групп банковских операций в их совокупности: - привлечение средств в депозиты; - организация расчетного и кассового обслуживания клиентов, выполнение прочих операций по их поручению; - выдача ссуд |
2. Организация трех хозяйственных процессов, составляющих уставную деятельность: - заготовление (приобретения) товарно-материальных ценностей, необходимых для обеспечения; - производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг; - реализация продукции, сдача работ и услуг, т.е. выполнение договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки |
3. Участие в формировании капитала других организаций |
3. Участие в формировании капитала других организаций |
4. Выпуск (эмиссия) ценных бумаг (для продажи), депозитных сертификатов банковских векселей |
4. Выпуск векселей, получение ссуд, займов и др. |
5. Приобретение ценных бумаг, выпускаемых (эмитированных) государством или другими юридическими лицами |
5. Приобретение прочих ценных бумаг |
6. Выдача гарантий | |
7. Консультационно-информационное обслуживание клиентов и др. |
Сатьи по теме:
Положение об отделе планово-коммерческой деятельности
Отдел планово-коммерческой деятельности является структурным подразделением отделения Правэкс- банка. В своей работе ОПКД руководствуется Законами, Указами Президента, постановлениями и распоряжениями КМУ, НБУ, Уставом Правэкс - банка Украины, а также другими нормативными актами, относящимися к де ...
Налогообложение факторинговых операций
В связи с ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению оборотных средств пос ...
Понятие
эффективности деятельности коммерческого банка
Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Банк скорее торговое, посредническое, нежели промышленное предприятие. Схожесть банка с ...