Мировой опыт показывает, что роль государства в развитии экономики не ограничивается только выработкой политики, поддержанием макроэкономической стабильности и регулированием деятельности хозяйствующих субъектов. Оно также должно брать на себя стратегические и координационные функции в экономических процессах. Одним из механизмов реализации этих функций являются так называемые институты развития.
Институты развития – это организационные структуры, специально создаваемые государством с целью реализации и софинансирования важных для экономики и общества проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры, перераспределения в их пользу ресурсов.
Институты развития созданы и успешно работают практически во всех регионах мира – как на уровне отдельных стран, так и в более глобальном масштабе.
Отличительными признаками институтов развития от других форм государственной поддержки являются:
· перераспределение ресурсов в пользу проектов развития, направленных на создание потенциала экономического роста в области инфраструктуры, человеческого потенциала, новых технологий и поддержку новых, пока еще не доминирующих секторов экономики, нуждающихся в начальной поддержке для своего развития;
· наличие постоянной организационной структуры и определенных правил, позволяет осуществлять институтам развития систематическую деятельность, у них существует четкая система ответственности и контроля;
· институты развития являются некоммерческими организациями, а не способом увеличения доли государства в экономике, их деятельность направлена на развитие частного бизнеса в новых секторах экономики.
Рыночный механизм не может обеспечить везде и всегда достаточный приток ресурсов из частного сектора для поддержки важных с точки зрения долгосрочного экономического роста направлений и качественных изменений в структуре экономики. Например, привлечение частных инвестиций в инновационные проекты может быть затруднено в связи с их дороговизной и высокими рисками, а объекты инфраструктуры отличают капиталоемкость, низкая рентабельность для инвестора и долгий срок окупаемости. Роль институтов развития как раз и заключается в том, чтобы путем вливания государственных средств, предоставления специальных механизмов поддержки создать в обществе стимулы для инвестиций в такие сложные, но нужные сегменты социально-экономической деятельности.
В отличие от частных банковского и финансового секторов институты развития, не вступая в конкуренцию с последними, используя вложенные в них бюджетные средства, дают долгосрочные кредиты на льготных условиях, поддерживают малый и средний бизнес, инфраструктурные проекты, международную торговлю, участвуют в развитии инновационной сферы, сглаживании дисбалансов развития регионов.
Институты развития выступают тем инструментом, посредством которого государство инициирует, направляет нужные процессы и вовлекает в них частный сектор, налаживая государственно-частное партнерство.[3]
Среди всего спектра институтов развития можно выделить финансовые организации, осуществляющие прямое или косвенное финансирование приоритетных проектов (банки развития, так называемые фонды фондов, страховые и лизинговые компании и др.) и нефинансовые, предоставляющие инфраструктуру, облегчающую ведение предпринимательской деятельности и оказывающие специальные услуги (ОЭЗ, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.).
Наиболее распространенным видом института развития, в том числе и во всем мире, являются так называемые банки развития.
В зависимости от того, какие функции они выполняют и на что нацелена их деятельность, они могут быть универсальными (выполняющими широкий спектр услуг, включая отбор экономически значимых проектов, консультирование, организацию и финансовую поддержку, в различных секторах экономики) и специализированными (например, отраслевыми).
В мире институты развития как инструмент государственной политики работают уже около 80 лет, еще со времен Великой депрессии в США. Банки развития успешно функционируют в большинстве стран (по некоторым данным в мире насчитывается более 700 таких организаций), например Немецкий банк развития (KfW) в Германии, Китайский банк развития (CDB) в Китае.
Финансовые институты развития присутствуют также на субрегиональном (например, Черноморский банк реконструкции и развития), региональном (Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития) уровнях и в глобальном масштабе – например Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация.
К сожалению, выделяя большие деньги для институтов развития, государство далеко не всегда эффективно управляет ими. Конечно, в ряде случаев текущие результаты оказываются ниже ожидаемых из-за того, что сами по себе поддерживаемые проекты не могут дать быструю отдачу. Нередко институты развития обвиняются в поддержке лишь избранных инвесторов и бизнесменов, приближенных к принимающим решения чиновникам. Тем не менее факт все-таки налицо – в последние 10 лет использование госсредств для поддержки роста экономики через институты развития стало важным элементом социально-экономической жизни.[4]
Сатьи по теме:
Развитие и совершенствование операций по ипотечному кредитованию
В настоящее время в Российской Федерации существует пять основных проблем, сдерживающих развитие ипотеки [24]:
1. Сроки кредитования. По своей логике кредит на приобретение жилья должен быть долгосрочным, на 10–15 лет, как это было принято в мировой практике. Однако реальные сроки предоставляемых ...
Направления и эффективность банковского кредита
“Кредитный бум, стартовавший в начале 2000-х годов; продолжается. По данным Банка России, за прошлый год объем банковских кредитов нефинансовому сектору вырос на 47% и составил более 8 трлн. рублей.
Суммарным итогом кредитной активности российских банков в течение последних лет стало то, что в пр ...
Анализ доходов и расходов банка
Совокупный доход характеризует совокупный результат деятельности банка по всем направлениям его финансово-хозяйственной деятельности.
Совокупный доход Банка отражается в 102 форме нарастающим итогом с начала года. За весь анализируемый период доходы увеличились на 41% и к 01.01.2012 составили 164 ...