Экономическая сущность и виды факторинга

Страница 1

Факторинг является одной из древнейших разновидностей финансирования торговли. Некоторые его разновидности использовались торговцами с давних времен – в период празднования царя Хаммурапи (две тысячи до нашей эры). Тем не менее, активное формирование факторинга стало происходить в 19 веке в Англии и связывалось с формированием текстильной промышленности. В тот период времени сбытовые рынки были удаленными от мест, где производят продукцию, связующую роль между конечными покупателями и производственными организациями играли факторы.

Термин «фактор» в переводе с латинского языка означает того, кто делает (facio). Главное различие факторинга того времени и нынешнего содержится в прекращении несения функции дистрибьютора различных товаров фактором. Большое число факторинговых организаций появилось в конце 19 века в Соединенных Штатах Америки. Они были «агентами делькредере» английских и немецких поставщиков текстиля и одежды. Немалые дистанции между различными населенными пунктами в США, а также отличия законодательств различных штатов привели к предоставлению этими же компаниями услуг местным производителям, гарантированию ими оплаты всех различных товаров. Компенсацией риска неплатежа служило комиссионное вознаграждение (дополнительное). С увеличением числа факторинговых компаний к ранее перечисленным услугам прибавилась функция по финансированию поставщика продукции. В Европе факторинг приобрел второе дыхание в пятидесятых годах двадцатого века. В данный период времени организации стали еще активнее использовать рассрочку платежа при различных поставках товаров собственным контрагентам. Данная практика обусловлена 2 главными причинами – ростом роли покупателей на многочисленных рынках товаров и недостатком свободных денежных средств у покупателей. [13, c. 25].

На сегодняшний день на рынке функционируют около 1000 компаний, которые расположены на всех континентах, а также во всех странах.

Европа – самый крупный рынок, на нее приходится 71% от факторингового оборота, потом США (14%), Азия (14%). Редкостные темпы роста в 1998-2003гг. показали страны, расположенные в Восточной Европе (434%), что в особенности образцово при очень маленьких объемах факторингового рынка в данных странах в самом начале анализируемого периода.

В Российской Федерации в настоящий момент времени рынок факторинга развит слабо. В странах Западной Европы обороты по факторингу показывают более 5% ВВП (в Италии, Англии - 10%), в Восточной Европе - 1,5-2% от ВВП, в РФ - менее 0,1%. В некоторой степени это связано с тем, что только 5 лет из 20 истории присутствия факторинга в РФ считаются годами по реальному развитию рынка [13, c. 26].

Под факторингом понимают комплекс финансовых услуг, которые оказываются клиенту, а тот в обмен уступает дебиторскую задолженность. Данный комплекс услуг содержит в себе страхование кредитных рисков, финансирование поставок товаров, учет состояния дебиторской задолженности, а также работу с дебиторами по своевременной оплате. Покупателю факторинг дает возможность отсрочки платежей, поставщику – возможность получения основной части оплаты за товар сразу же после поставки данного товара. [7, c. 208]

По своему существу, факторинг – альтернативная форма кредитования на пополнение оборотных средств, однако в отличие от многих видов кредитования факторинговые операции не нуждаются в залоге и не требуют оформления немалого комплекта различных документов.

Коммерческий банк, оказывая факторинговые услуги, сам осуществляет управление дебиторской задолженностью, освобождает при этом клиента от кропотливой работы, связанной с анализом. В процессе проведения факторинговых операций коммерческий банк работает только лишь с клиентами (поставщиками), а взаимодействие с покупателями (дебиторами) заключается только в уведомлении их об изменившихся реквизитах для оплаты счетов, которые выставлены им. Требование, которое уступается, имеет характер отношений кредитных, потому что оно всегда обусловлено отсрочкой (рассрочкой) платежа, которая предоставлена должнику клиентом. [7, c. 209].

Факторинг, в отличие от других форм кредитования обладает своими особенностями, преимуществами и отличиями, потому что они обладают различной природой и сориентированы на то, чтобы удовлетворять различные потребности поставщиков. Одно из наиболее важных отличий факторинга от овердрафта и кредита заключается в том, что факторинг направлен на успехи продаж в будущем, кредит с овердрафтом – на успехи предприятия в прошлом (на активы, заработанные вчера). Даже рост продаж в несколько раз не является ограничивающим фактором для финансирования в факторинговых рамках.

Под факторингом подразумевается осуществление финансирования на действительный срок кредита товарного, возврат товарного кредита проводится покупателями. Поставщик также обладает возможностью следить непосредственно за финансированием, состоянием задолженности простроченной, платежами покупателей при помощи отчетов, которые предоставляет ему банк. Размеры кредиторской задолженности клиентов не увеличиваются в процессе получения финансирования в пределах факторинга от коммерческого банка. Оставаясь «чистым» от долгов, Организации, остаются «чистыми» от долгов, при этом могут при необходимости претендовать на финансирование дополнительное. Примером может служить финансирование дополнительное в форме овердрафта или кредитной линии. Товары, оборудование, запасы сырья, а также иные активы для обеспечения данных кредитов сохраняют за собой залоговую функцию. [12, c. 23].

Рисунок 1 – Положительные стороны факторинга [8, c.117]

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Федеральный закон о банках и банковской деятельности
Очевидно, что за последние несколько лет российский рынок потребительского кредитования испытывает небывалый рост, причем, по оценкам экспертов, потенциал этого рынка далеко не исчерпан, и активный рост объемов потребительских кредитов будет продолжаться еще в течение двух-трех лет. Однако состоя ...

Существующие системы страхования сельского хозяйства
На сегодняшний день в странах Европейского Союза существуют различные подходы к страхованию в сельском хозяйстве. В первую очередь эти подходы отличаются степенью участия государства в системе страхования. В Греции система страхования преимущественно государственная. Государство через свою госуда ...

Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Использование факторингового обслуживания является одной из наиболее перспективных мер, способных помочь российским производителям освоить внутренние и зарубежные рынки сбыта их продукции, а импортерам существенно увеличить объемы закупок товаров у иностранных производителей. Несомненно, что, при ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru