Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г., который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).
Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом) [19, c. 72]. В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых премий.
Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки [20, c. 21].
Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой делаю Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.
Сатьи по теме:
Особенности обязательного медицинского страхования в России
В этом году система обязательного медицинского страхования перешла в своей истории 15-летний рубеж. Она стала реальным действующим институтом во всех регионах страны, дала возможность снизить остроту социальных проблем и оградить здравоохранение от разрушительных сил экономического кризиса середин ...
Принципы современной opганизации ЦБ
Выделяют следующие принципы организационного построения ЦБ:
- Принцип централизации деятельности.
Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Т ...
Особенности современной ситуации в россии, влияющие на развитие лизинговых
операций банков
В России существует законодательная база для осуществления Банками лизинговых операций. В соответствии со статьёй 5 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" Банкам разрешено наряду с другими, проводить и лизинговые операции. При этом Банк может участвовать в лизинговом процессе не ...