Оценка кредитоспособности заемщика с применением скоринговой модели

Финансы » Анализ рынка потребительского кредитования в России » Оценка кредитоспособности заемщика с применением скоринговой модели

Страница 2

Самый простой способ — взять информацию о просроченной задолженности и считать, что Заемщик является плохим в случае, если просроченная задолженность превышает определенное количество дней. Например, 30, 60 дней, 90 дней либо на основании уже более детальной работы группы с просроченными задолженностями, когда уже понятно, что заемщику надо объявлять дефолт, заемщик перестает приносить банку доход.

Если банк идет первым методом то просто объективно фиксирует количество просрочки, т е., начиная с 31 дня (если просрочка 30 дней), мы считаем, что это плохой заемщик.

Вторым этапом является построение выборки, на которой будет осуществляться тестирование скоринговой модели. Надо иметь в виду, что для того, чтобы карта объективно работала, необходимо, чтобы та выборка, на которой она строится, соответствовала той, на которой она в дальнейшем будет, применяться.

Кроме того, надо еще отметить такие моменты.

Необходимо брать самый свежий срез, в случае, если у банка есть объективные основания считать, что изменилась макроэкономическая ситуация в регионе, то данные по кредитам, предоставленным в прошлом, скорее всего, лучше откинуть.

В выборку должны попадать только те заемщики, те наблюдения, по которым мы можем говорить, что дефолт по данному заемщику является вызревшим.

Что это такое? Когда банк выдает розничный кредит, то он в течение какого-то времени, в течение месяца вообще не может определить, является ли заемщик хорошим либо плохим до первого платежа. Этот период может быть больше, чем один месяц.

Для того, чтобы скоринговая модель справедливо отражала ситуацию, надо брать только те данные, по которым дефолт является уже реальным.

И еще один аспект касательно построения выборки. Как правило, скоринговые модели тестируются, разрабатываются на одной выборке, а проверяется адекватность сравнения предсказуемого дефолта с реальной вероятностью дефолта на другой.

Если предсказанная вероятность и реальная вероятность дефолта ведут себя одинаково, то можно сказать, что скоринтовая карта нормально сегментирует хороших заемщиков от плохих.

Третий этап — определение независимых переменных, которые участвуют в анализе.

Основным источником данных для построения скоринговой модели является анкета заемщика. При этом могут использоваться как «сырые» данные (пол, возраст), так можно поэкспериментировать и построить на основании этих данных свои собственные переменные.

Но делать это надо грамотно. Перед тем, как строить переменные, надо задаться целью построить некую гипотезу о том, как данная переменная влияет на вероятность дефолта. Включая в скоринговую модель переменную «пол», рабочей гипотезой будет та, что женщины более аккуратны в обслуживании задолженности, чем мужчины.

Дерево решения построено на следующем принципе. Берется вся выборка и последовательно разбивается по критериям, являющимися на каждом шаге наиболее значимыми для разделения хороших и плохих. В результате на нижнем уровне мы получаем какие-то определенные, отдельные сегменты.

Скоринговую карту можно получить и визуально посмотреть. Данный заемщик имеет такую-то вероятность дефолта и такой-то скоринговый балл, переменные входят в модель, то есть можно сравнивать не только по одной переменной, но и между двумя переменными. Логистическая регрессия менее чувствительна к количеству исходных данных.

Нормальная логистическая регрессия — та, где можно начинать расчет скоринговой карты с использованием логистической регрессии, имея свыше 200 дефолтов.

Преимуществом древа решений является возможность обнаружения редких событий. Это может использоваться при ситуации обнаружения мошенников.

Если недостаточно данных, то это преимущество может быть обращено и во вред. То есть данное редкое событие может быть просто разделено в корне дерева. И аналитик никогда об этом не узнает. Преимуществом дерево-решений является обработка пустых значений.

Страницы: 1 2 3 4

Сатьи по теме:

Понятие организационной структуры коммерческого банка
Организационная структура - это совокупность подразделений банка, которые выполняют закрепленные за ними функции. Цель организационной структуры - управление функционированием банка. Финансовая структура позволяет выделить и эффективно управлять внутренними бизнесами банка, поэтому хозрасчетная мо ...

Сущность хеджирования
Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия) — установление позиции по срочным сделкам на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной срочной позиции (позиции по срочным сделкам), на другом рынке. Хеджирование осуществляется с целью страхования рисков и ...

Модель формирования цены акции
Будем предполагать, что инвесторы избегают риска и интересуются размером капитала на конец периода. Капитал каждого инвестора в начале периода считается заданным. Выплаты по ценным бумагам, в которые можно инвестировать капитал, являются стохастическими и определяются набором случайных величин , i ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru