Положения ГК РФ о потребительском кредите

Финансы » Изучение потребительского кредитования » Положения ГК РФ о потребительском кредите

Страница 3

УСТАРЕВШЕЕ ПЕРЕСМОТРЕТЬ

В настоящее время большинство банков уже не взимает комиссии за досрочное погашение кредитов. А вот требование об отсутствии отрицательной кредитной истории появляется все чаще. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски выдачи кредитов. В России, даже при условии наличия законодательной базы, банки должны разработать более эффективные подходы к оценке платежеспособности заемщиков и найти баланс между тщательной оценкой рисков и привлекательностью того или иного кредитного продукта для заемщика.

Законопроект о кредитных историях имеет непростую судьбу. В Государственную Думу представлен уже третий его вариант. Первые два получили отрицательные заключения Правительства РФ. Третий по счету проект закона готовился Министерством по экономическому развитию и торговле, прошел согласование в рабочем порядке МАПа, Минфина и ЦБ РФ и является по отношению к первым двум компромиссным. Он предусматривает создание как системы частных кредитных бюро, так и федерального бюро, учрежденного Центральным банком (Центральное бюро кредитных историй). Последнее будет ориентировано на сбор кредитных историй только юридических лиц. Банки будут заключать договора с кредитными бюро о предоставлении сведений о заемщиках. При этом предполагается, что информация о заемщиках должна храниться в зашифрованной форме и быть недоступной для самого бюро.

Принятие данного законопроекта также потребует внесения некоторых изменений в нормы Гражданского кодекса о банковской тайне, которые дадут кредитным бюро возможность получать сведения, составляющие банковскую тайну.

Определенную трудность для банков вызывал ранее действовавший порядок формирования резервов, который требовал резервирования под каждый отдельный кредит. Также весьма неповоротливой была процедура списания невозвращенных кредитов, которая требовала обязательного наличия судебного решения.

В 2003 году усилиями ЦБ РФ этот порядок претерпел некоторые изменения в части либерализации требований по резервированию и списанию по кредитам. Было подготовлено Положение от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности", которое вступило в силу 1 августа 2004 года. Согласно данному Положению возможно формирование портфельных (однородных) ссуд (в том числе под потребительские кредиты), под которые теперь формируются резервы. Методики создания резервов будут готовиться самими банками исходя из собственной статистической базы и оценки реального риска портфеля.

Упрощается также порядок списания нереальных для взыскания ссуд. Новое Положение не содержит требования о наличии судебного акта при списании ссуды, что дает гораздо больше свободы банкам в регулировании этого вопроса.

В настоящее время взаимоотношения между заемщиком и банком определяются рядом норм общего характера, которые содержатся в Гражданском кодексе, Федеральном законе "О банках и банковской деятельности", Законе "О защите прав потребителей". При этом отсутствие специальных норм, посвященных этому вопросу, создает массу рисков как для банков, так и для заемщиков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сатьи по теме:

Понятие кризиса отдельного банка
Кризис любого предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Банковский кризис можно определить, как неспособность банковской системы выполнять свои основные функции аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, предост ...

Расчёт лимитов
Определение лимита на банк производится следующим образом: За основу берется величина, меньшая величины максимального лимита на одного заемщика-банка-контрагента (ML) и большая величины минимального лота на том рынке, для сделок на котором устанавливается лимит, кроме банков, которым присвоен ста ...

Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения
В связи с вышеизложенным представляется необходимым реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения. Задача минимум при этом - передать органам Государственной налоговой службы функции сбора страховых платежей во внебюджетные фонды и фискального контроля, а исполнение б ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru