Проект MasterCard стартовал в конце 1940-х гг., когда несколько американских банков начали выдавать своим клиентам особый платежный документ, который мог использоваться (подобно современным банковским картам) как банковская гарантия оплаты стоимости покупок, сделанных его предъявителем в местных магазинах. В 1951 г. Franklin National Bank в Нью-Йорке разработал более совершенную для тех лет технологию расчетов, которая позволила приступить к эмиссии первых кредитных карточек, схожих по схеме обслуживания с современными [17, С. 63].
За следующее десятилетие, этот рынок несколько развился. Своеобразный перелом произошел 16 августа 1966 г., когда группа таких банков сформировала Interbank Card Association — Межбанковскую ассоциацию эмитентов кредитных карт (ICA), которая позже станет называться MasterCard International. В 1968 г. ICA вступает в альянс с мексиканским Banco Nacional (г. Мехико), позже был сформирован союз с EUROCARD. Затем в платежную систему вступили первые японские участники. К концу 1970-х ICA уже имел в числе своих членов банки Австралии и нескольких стран Африки. Чтобы соответствовать обозначившейся тенденции к международному росту, ICA была переименована в MasterCard International [17, с. 63].
В 1996 году был заключен новый 10-летний договор о сотрудничестве между MasterCard и Europay. В результате этого появился новый совмещенный логотип.
В 1988, первая MasterCard карта была выпущена в Советском Союзе.
В 2002 году завершилось слияние с Europay International: теперь это подразделение MasterCard – MasterCard Europe. На сегодняшний день компания MasterCard имеет свои постоянные представительства и офисы более чем в 40 странах, прочно занимая второе место по основным финансово-экономическим показателям среди международных платёжных систем расчетов с использованием банковских карт (вслед за «Визой»).
Можно считать, что историю своего бизнеса в России MasterCard (точнее, Europay International - в настоящее время одно из региональных отделений) отсчитывает с начала 90-х гг. прошлого столетия. Одними из первых банков, получивших тогда членство в ассоциации, были Кредобанк (декабрь 1990 г.) [17,с. 63].
ДиалогБанк (декабрь 1991 г.), Мостбанк (март 1992 г.). Первым российским банком, объявившим об эмиссии карт "Еврокард/Мастеркард", в 1992 г. стал Мостбанк. Примерно в то же время был создан совет Ассоциации российских банков - члено Europay (АРЧЕ). Наиболее распространенными среди россиян считаются карты Cirrus Maestro, эмитируемы и при зарплатных проектах. В принципе зарплатные проекты, в рамках которых выпускаются почти 80% всех карт в России, и в ближайшем будущем будут оставаться основной частью карточного бизнеса большинства банков. Карты уровня MasterCard Standard и выше пользуются наибольшим спросом среди частных лиц [20, с. 54].
Visa и MasterCard рассчитаны на максимально широкие слои населения. Эти две системы контролируют более 60% российского рынка (приблизительно – 40% Visa и 25% MasterCard). Карточку Visa можно открыть более чем в 300 российских банках, a MasterCard – примерно в 150 банках [48, с. 118].
Развитие национальных платежных систем сдерживается рядом причин: отсутствием совместимых программно-технических средств; различием в технологии обработки операций; отсутствием гарантий приема банками-участниками карт, эмитированных в рамках одной системы. Сегодня на территории России существует более 70 одноэмитентных платежных систем, функционирование которых базируется на различных технологических платформах. Отсутствие межхостового интерфейса между процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации предложений в сфере розничных услуг в пределах области (района, города), но и к удорожанию инфраструктуры, предназначенной для приема банковских карт. Конкуренция и технологические особенности функционирования указанных систем препятствуют их интеграции в ближайшей перспективе, что является сдерживающим фактором развития безналичных расчетов в сфере розничных платежей [14, с. 1].
Вместе с тем хотелось бы отметить положительные моменты в развитии российских платежных систем. Один из них – реализация на практике двумя ведущими платежными системами организационно-технологической платформы, обеспечивающей при осуществлении операций по снятию наличных денег и оплате товаров работ и услуг взаимное обслуживание карт данных систем.
Сатьи по теме:
Самофинансирование и рынок ценных бумаг на микроуровне
Компании или предприятия для осуществления своей производственной деятельности должны располагать определенными денежными средствами или денежным капиталом, главным образом формируемым за счет прибыли и амортизационных отчислений. Первоначально при создании хозяйствующих субъектов источником приоб ...
Анализ структуры пассивов и активов
Для проведения анализа эффективности деятельности банка составим аналитический баланс активов и пассивов, затем изучим структуру пассивов и активов отдельно и рассчитаем коэффициенты.
Исследование структуры баланса коммерческого банка целесообразно начинать с пассива, отражающего источники собств ...
Содержание договора страхования жизни
Объектом этого вида страхования являются имущественные интересы застрахованного, связанные с его жизнью.
Страховым случаем при страховании жизни является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую вып ...