- рост реальных доходов населения. Этот показатель, а также показатели численности и плотности населения являются определяющими для кредитных организаций, специализирующихся на розничном бизнесе, при принятии решения об открытии своего подразделения в том или ином регионе;
- заинтересованность торговых предприятий. В Воронежской области устойчивый рост реальных денежных доходов населения на протяжении последних лет способствовал более полному удовлетворению потребительского спроса населения, а в результате чего доля денежных расходов на покупку товаров и услуг поступательно сокращалась и к концу 2003 г. составляла 70% его доходов. Рост доли купленных товаров в кредит на фоне невысоких темпов роста товарооборота непродовольственных товаров свидетельствует о том, что использование потребительского кредитования позволило существенно стимулировать объемы продаж торговых предприятий.
Таким образом, имеет место совпадение интересов всех причастных к развитию рынка потребительского кредитования сторон, что и дало реальную основу для его активного роста в последние годы.
Следует отметить, что существенное развитие потребительского кредитования происходит на фоне существенного отставания темпов разработки и принятия законодательных актов, регулирующих процесс кредитования физических лиц. С учетом результатов анализа можно сделать вывод, что основа для высокой доходности операций по кредитованию физических лиц формируется как высоким уровнем неудовлетворенного спроса со стороны населения, так и использованием банками в работе с населением определенных маркетинговых приемов, направленных на стимулирование данного спроса.
Анализ структуре доходов банков, являющихся основными операторами розничного кредитования указывает на сопоставимость уровня непроцентных доходов (в первую очередь комиссионного вознаграждения), полученных при кредитовании населения, с уровнем процентных доходов по этим операциям.
В тарифной политике всех банков, работающих на рынке потребительского кредитования и, в частности экспресс-кредитования наряду с декларируемой процентной ставкой по кредитному договору, величина которой колеблется в интервале от 15 до 29% годовых в рублях, присутствуют различные виды комиссионного вознаграждения (за рассмотрение пакета документов и оформление договора, за открытие и ведение текущего и ссудного счетов, за проведение трансакций, выдачу выписок по счету и т.п.). Ставки по каждому виду комиссионного вознаграждения устанавливаются в виде абсолютной величины или процентов от проводимой операции (суммы кредита).
Очевидно, что многочисленные комиссионные существенно увеличивают стоимость потребительского кредита по сравнению с указанной в договоре процентной ставкой. Кроме того, различная база расчета величины вознаграждения банка создает значительные затруднения для определения фактической стоимости услуги ее непосредственным потребителем.
Следует отметить ограничение возможности выбора у физических лиц – потребителей кредитов в связи с недостаточной их информированностью о фактической стоимости заимствований. Кроме того, непрозрачность формирования стоимости кредита, а также сложность расчетов для потребителя создают условия для манипулирования стоимостью в зависимости от условий, определенных кредитными организациями во внутренних документах. Указанная проблема за рубежом (США, Великобритания) решается в рамках закона, регулирующего отношения физических лиц – заемщиков и их кредиторов. Основная и самая существенная часть закона направлена на обязательство финансовых учреждений по проведению разъяснительной работы с клиентами по характеру сделки и размеру выплачиваемых процентов. При этом законодательно не ограничивается характер платежей или условий по предоставляемым кредитам. При этом, в частности, в США разработано единое понятие годовой процентной ставки, подлежащей опубликованию, которая рассчитывается как отношение суммы всех процентных и комиссионных платежей к сумме кредита, исчисленное в годовых процентах.
Сатьи по теме:
Проблема невозвратности кредитов на рынке потребительского кредитования
На фоне недавней нестабильности в российском банковском секторе летом 2004 года в последнее время много и часто говорится о возможной природе и причинах следующего банковского кризиса – в частности, о так называемом кризисе плохих долгов.
И если пока кажется, что российский банковский сектор дале ...
Методы и принципы предоставления кредитов
При осуществлении кредитных операций кредитная организация исходит из принципов возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера и критериев предоставления кредитов, соответствующих утвержденной кредитной политике кредитной организации.
Предоставляемые кредиты классифицирую ...
Этапы проведения лизинговой операции
Лизинговый процесс осуществляется, как правило, в три этапа. Сначала проводится подготовительная работа по заключению юридических соглашений (договоров). Этому предшествует подробное изучение всех условий и особенностей каждой сделки. После чего оформляются: заявка, получаемая Лизингодателем от бу ...