Наряду с необходимостью раскрытия информации о потребительских кредитах законом регулируется полнота информации об условиях потребительского кредитования при размещении финансовыми организациями коммерческой рекламы.
Определенным шагом в направлении повышения уровня открытости стоимости потребительского кредита является введение в банковскую практику уже в текущем году отчетности, составляемой на основе Международных стандартов финансовой отчетности, которые предусматривают раскрытие информации о стоимостных параметрах и характере финансовых инструментов. Тем не менее очевидно, что указанный источник информации предоставит лишь общин сведения о стоимостных параметрах инструмента и применяется для оценки деятельности кредитной и организации в целом, а не при принятии решения конкретным потребителем при выборе банка-кредитора.
В связи с этим вопрос о защите потребителей на специфическом рынке розничного кредитования остается открытым. Его решение возможно как в рамках разработки специального закона, регулирующего взаимоотношения субъектов в рамках потребительского кредитования, так и в рамках внесения дополнений в действующие редакции законов «О защите прав потребителей» и «О рекламе».
Обратной стороной правового обеспечения развития потребительского кредитования является защита интересов банков-кредиторов. Одним из способов защиты их интересов, а также повышения ответственности индивидуальных заемщиков является разработка и упрощение процедуры банкротства физических лиц как гарантии погашения ими своих обязательств. В отечественной практике отсутствуют граждане-банкроты, несмотря на то, что указанная возможность предусмотрена действующим законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В частности, статьей 446 ГПК РФ предусмотрено включение в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, жилого помещения и земельных участков, предметов домашней обстановки и обихода, скота и т.п. Практическое отсутствие реального механизма правового решения проблем невозврата потребительских кредитов, не обеспеченных залогом, может подталкивать кредитные организации к применению методов силового давления на заемщиков, решению вопросов возврата просроченной задолженности способами, находящимися на грани правового поля.
Первым банком, запустившим в России систему экспресс-кредитования в марте 2000 г., стал банк «Русский Стандарт», оформлявший покупки бытовой техники в магазинах «М-Видео». Сначала первые два года Русский Стандарт был практически монополистом рынка и получал очень неплохую прибыль, поскольку эффективная ставка по кредиту была на уровне 49-50% годовых. В 2002 г. эту монополию нарушил банк «Первое ОВК», а с 2003 г. к ним присоединились Хоум кредит, Дельта-банк, а затем Альфа-банк Экспресс и Росбанк. Сегодня на рынке уже около 200 банков активно работают в сегменте потребкредитования и конкуренция между ними постоянно растет. Именно конкуренция заставляет их, во-первых, улучшать условия предоставления кредита, во-вторых, совершенствовать сервис и, в-третьих, постоянно отслеживать политику конкурентов.
Еще в прошлом году в Сити-банке признавали, что за год работы в розничном кредитовании пришлось вдвое увеличить максимальную сумму ссуды и срок на который она выдается, а также упразднить залы и сократить список необходимых документов для получения кредита.
Сатьи по теме:
Проблемы обязательного медицинского страхования в России
Принятие в 1991 году Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и его введение в 1993 году в части обязательного медицинского страхования на территории всей страны явилось своевременным и единственно правильным политическим шагом в этот период. Замена бюджетной ...
Особенности и перспективы развития
Операции с пластиковыми картами открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов российских банков. В ходе развития пластиковых карт были созданы разные виды, различающиеся назначением и техническими характеристиками. Вместе с тем, функциональность пластиковых карт в полном объеме до си ...
Миссия, статус и задачи Банка Развития Казахстана
банк развитие кредитный финансовый
Миссия Банка - содействие государству в развитии конкурентоспособного несырьевого сектора экономики Казахстана.
Более широкий смысл Миссии Банка заключается в содействии достижению устойчивого долгосрочного экономического роста Республики Казахстан путем удовле ...